Проверяемый текст
Предеина, Елена Владимировна; Формирование социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях гуманитаризации образования (Диссертация 2003)
[стр. 154]

Культурологический подход это совокупность теоретикометодологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни (социальной, профессиональной, семейной, психической и др.) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как, культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная среда, культурная деятельность и интересы и т.д.
Использование культурологического подхода как необходимого
пути и средства подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению является важным направлением формирующего эксперимента.
Методологической основой культурологического подхода в нашем исследовании выступает диалоговая концепция культуры
М.М.БахтинаВ.С.Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
«Где начинается сознание, там начинается
диалог»[22, с.36-38].
В настоящее время выделяется много подходов в понимании и определении культуры.
Анализ данных определений не входил в число основных задач нашего исследования.
Мы ограничились лишь определениями А.И.
Арнольдова и М.М.Бахтина, которые, по-нашему мнению, наиболее точно отражают специфику нашего исследования.
«Культура это и развивающаяся система духовных ценностей и процесс человеческого творчества.
Это и выражение отношений между конкретными людьми, регулятор идейного и нравственного климата всего общества» [11, с.8].
«Культура это антропологический феномен.
Без человека, воспринимающего (понимающего)
культуру и ведущего диалог с ней, она существовать не может.
Культура продукт жизнедеятельности людей, вступающих в общение, продукт их гуманитарного мышления, взаимообмена ценностями,
эго работа самоизменения» [19, с.
18].
Именно последнее, на наш взгляд, и определяет все необходимые для становления человека «само»: самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляция, самоутверждение, самоопределение.

154
[стр. 155]

связь человека с культурой как системой ценностей обуславливает необходимость использования культурологического подхода к содержанию воспитательно-образовательного процесса в школе в качестве необходимого условия социально-профессионального самоопределения старшеклассников.
Понимание культурологического подхода основывается на работах И.Ф.Исаева, Н.Б.Крыловой, А.М.Лобок, Г.И.Ловецкого, А.Ф.Малышевского, С.А.Смирнова, Н.Е.Щурковой [67; 98; 104; 124; 131; 201; 241].
Культурологический подход это совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни (социальной, профессиональной, семейной, психической и др.) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как, культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная среда, культурная деятельность и интересы и т.д.
Использование культурологического подхода как необходимого
условия социальнопрофессионального самоопределения является важным направлением формирующего эксперимента.
Методологической основой культурологического подхода в нашем исследовании выступает диалоговая концепция культуры
М.М.БахтинаB.С.Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
«Где начинается сознание, там начинается
диалог».[20, C.36-38].
В настоящее время выделяется много подходов в понимании и определении культуры.
Анализ данных определений не входил в число основных задач нашего исследования.
Мы ограничились лишь определениями А.И.
Арнольдова и М.М.Бахтина, которые, по-нашему мнению, наиболее точно отражают специфику нашего исследования.
«Культура это и развивающаяся система духовных ценностей и процесс человеческого творчества.
Это и выражение отношений между конкретными людьми, регулятор идейного и нравственного климата всего общества» [11,с.8].
«Культура это антропологический феномен.
Без человека, воспринимающего (понимающего)
155

[стр.,156]

культуру и ведущего диалог с ней, она существовать не может.
Культура продукт жизнедеятельности людей, вступающих в общение, продукт их гуманитарного мышления, взаимообмена ценностями,
это работа самоизменения» [17,с.18].
Именно последнее, на наш взгляд, и определяет все необходимые для становления человека «само»: самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляция, самоутверждение, самоопределение.

Механизм становления личности в культуре рассмотрен многими авторами: Е.В.Бондаревской, Н.Б.Крыловой, А.М.Лобок, Г.И.Ловецким, А.Ф.Малышевским, С.А.Смирновым, Н.Е.Щурковой и др.
Ими выделяется три стадии культурной идентификации школьников: освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих и национальных культурных ценностей, ценностей культуры повседневности и профессиональной культуры.
Авторами отмечается, что осваивая культуру, человек не только развивается, совершенствуется, но и вносит в нее нечто принципиально новое, свое, т.е.
он становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь с учетом общечеловеческих ценностей.
В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, его самоопределение и, во-вторых, становление его как творческой личности.[28; 98; 104; 124; 131; 201; 241].
Анализ литературы по данной проблеме позволил нам рассматривать культуру и механизм ее функционирования на разных уровнях: высокая культура или мировая, общечеловеческая; фольклорная культура или национальная — традиции, обычаи, обряды, народные промыслы; внутренняя культура или индивидуальная —духовный мир человека; социальная культура или культура повседневности; профессиональная культура нормы, правила поведения, профессиональное мастерство и грамотность.[11; 67; 193; 202].

[Back]