Механизм становления личности в культуре рассмотрен многими авторами: Е.В.Бондаревской, Н.Б.Крыловой, А.М.Лобок, Г.И.Ловецким, А.Ф.Малышевским, С.А.Смирновым, М.Е.Щурковой и др. Ими выделяется три стадии культурной идентификации школьников: освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих и национальных культурных ценностей, ценностей культуры повседневности и профессиональной культуры. Авторами отмечается, что, осваивая культуру, человек не только развивается, совершенствуется, но и вносит в нее нечто принципиально новое, свое, т.е. он становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь с учетом общечеловеческих ценностей. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, его самоопределение и, во-вторых, становление его как творческой личности.[30; 114; 120; 140; 147; 228; 276]. Анализ литературы по данной проблеме позволил нам рассматривать культуру и механизм ее функционирования на разных уровнях: высокая культура или мировая, общечеловеческая; фольклорная культура или национальная традиции, обычаи, обряды, народные промыслы; внутренняя культура или индивидуальная духовный мир человека; социальная культура или культура повседневности; профессиональная культура нормы, правила поведения, профессиональное мастерство и грамотность.[11; 78; 219; 229]. Высокая культура (мировая, общечеловеческая) рассматривается нами как совокупность созданных человечеством в ходе его истории материальных благи духовных ценностей, его достижений в области искусства, науки, просвещения. Национальная культура представляет собой совокупность способов жизни и деятельности в мире, свойственных данному народу, национальные специфические способы понимания и преобразования мира. 155 |
культуру и ведущего диалог с ней, она существовать не может. Культура продукт жизнедеятельности людей, вступающих в общение, продукт их гуманитарного мышления, взаимообмена ценностями, это работа самоизменения» [17,с.18]. Именно последнее, на наш взгляд, и определяет все необходимые для становления человека «само»: самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляция, самоутверждение, самоопределение. Механизм становления личности в культуре рассмотрен многими авторами: Е.В.Бондаревской, Н.Б.Крыловой, А.М.Лобок, Г.И.Ловецким, А.Ф.Малышевским, С.А.Смирновым, Н.Е.Щурковой и др. Ими выделяется три стадии культурной идентификации школьников: освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих и национальных культурных ценностей, ценностей культуры повседневности и профессиональной культуры. Авторами отмечается, что осваивая культуру, человек не только развивается, совершенствуется, но и вносит в нее нечто принципиально новое, свое, т.е. он становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь с учетом общечеловеческих ценностей. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, его самоопределение и, во-вторых, становление его как творческой личности.[28; 98; 104; 124; 131; 201; 241]. Анализ литературы по данной проблеме позволил нам рассматривать культуру и механизм ее функционирования на разных уровнях: высокая культура или мировая, общечеловеческая; фольклорная культура или национальная — традиции, обычаи, обряды, народные промыслы; внутренняя культура или индивидуальная —духовный мир человека; социальная культура или культура повседневности; профессиональная культура нормы, правила поведения, профессиональное мастерство и грамотность.[11; 67; 193; 202]. Высокая культура (мировая, общечеловеческая) рассматривается нами как совокупность созданных человечеством в ходе его истории материальных благ и духовных ценностей, его достижений в области искусства, науки, просвещения. Национальная культура представляет собой совокупность способов жизни и деятельности в мире, свойственных данному народу, национальные специфические способы понимания и преобразования мира. Внутренняя культура (духовная) культура личности понимается нами как внутренний мир человека, состоящий из личностных ценностных смыслов по отношению к различным явлениям мира и определяющих жизненные принципы, отношения, поступки, мотивы, чувства личности. В социальной культуре (культуре повседневности) органически слиты культура межличностного общения и поведения, культура речи, культура внешности и культура повседневного обихода. Она охватывает широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта, досуга, в семейном и товарищеском микроклимате. Ее диапазон простирается от культуры санитарногигиенической, сексуальных отношений, питания, умения рационально организовать свое жилище до чтения, восприятия искусства и воспитания детей; от поведения в обществе данной культуры, знания этикета и социальных норм до искусства общения, умения играть заданную роль в обществе и строить свои отношения с окружающими. Выделение профессиональной культуры как описательного свойства профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызывающего обособление специальной деятельности. Профессия как социокультурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества меняются профессии и их структуры, изменяясь и обогащаясь за счет освоения новых областей знаний. Это, в свою очередь, требует постоянного повышения и профессиональной культуры специалиста, который характеризуется развитой |