Внутренняя культура (духовная) культура личности понимается нами как внутренний мир человека, состоящий из личностных ценностных смыслов но отношению к различным явлениям мира и определяющих жизненные принципы, отношения, поступки, мотивы, чувства личности. В социальной культуре (культуре повседневности) органически слиты культура межличностного общения и поведения, культура речи, культура внешности и культура повседневного обихода. Она охватывает широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта, досуга, в семейном и товарищеском микроклимате. Ее диапазон простирается от культуры санитарногигиенической, сексуальных отношений, питания, умения рационально организовать свое жилище до чтения, восприятия искусства и воспитания детей; от поведения в обществе данной культуры, знания этикета и социальных норм до искусства общения, умения играть заданную роль в обществе и строить свои отношения с окружающими. Выделение профессиональной культуры как описательного свойства профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызывающего обособление специальной деятельности. Профессия как социокультурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества меняются профессии и их структуры, изменяясь и обогащаясь за счет освоения новых областей знаний. Это, в свою очередь, требует постоянного повышения и профессиональной культуры специалиста, который характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием, функциональной грамотностью, профессиональной компетентностью [78]. Внутренним стержнем культуры на любом уровне является система ценностей. Взяв за основу позицию Н.С. Розова, который под ценностью понимает «предельное нормативное основание актов сознания и поведения людей» [197, с.89], в контексте нашего исследования, мы рассматриваем ценности как существующие в сознании каждого учащегося представления о 156 |
Высокая культура (мировая, общечеловеческая) рассматривается нами как совокупность созданных человечеством в ходе его истории материальных благ и духовных ценностей, его достижений в области искусства, науки, просвещения. Национальная культура представляет собой совокупность способов жизни и деятельности в мире, свойственных данному народу, национальные специфические способы понимания и преобразования мира. Внутренняя культура (духовная) культура личности понимается нами как внутренний мир человека, состоящий из личностных ценностных смыслов по отношению к различным явлениям мира и определяющих жизненные принципы, отношения, поступки, мотивы, чувства личности. В социальной культуре (культуре повседневности) органически слиты культура межличностного общения и поведения, культура речи, культура внешности и культура повседневного обихода. Она охватывает широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта, досуга, в семейном и товарищеском микроклимате. Ее диапазон простирается от культуры санитарногигиенической, сексуальных отношений, питания, умения рационально организовать свое жилище до чтения, восприятия искусства и воспитания детей; от поведения в обществе данной культуры, знания этикета и социальных норм до искусства общения, умения играть заданную роль в обществе и строить свои отношения с окружающими. Выделение профессиональной культуры как описательного свойства профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызывающего обособление специальной деятельности. Профессия как социокультурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества меняются профессии и их структуры, изменяясь и обогащаясь за счет освоения новых областей знаний. Это, в свою очередь, требует постоянного повышения и профессиональной культуры специалиста, который характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием, функциональной грамотностью, профессиональной компетентностью. [67]. Внутренним стержнем культуры на любом уровне является система ценностей. Взяв за основу позицию Н.С. Розова, который под ценностью понимает «предельное нормативное основание актов сознания и поведения людей» [173, с.89], в контексте нашего исследования, мы рассматриваем ценности как существующие в сознании каждого учащегося представления о целях и средствах их достижения, нормах своего поведения, своеобразные ориентиры, с которыми учащиеся соотносят свои действия. Именно сформированная система ценностей помогает учащимся осуществить личностно значимый и социально одобряемый выбор своего поведения в * социально и профессионально значимых ситуациях. Как показало наше исследование, уровень готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению зависит от освоения и приобщения к определенным профессиональным ценностям той или иной профессии и отдельным культурным ценностям, относящимся к разным социальным пространствам; от понимания ценностно значимых социальных и профессиональных качеств личности: профессиональная ответственность, честь, гордость, профессиональная самостоятельность и инициативность, конкурентноспособность, профессиональная компетентность, социальнотворческая активность, социальная и профессиональная мобильность, культура отношений между людьми, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, эмпатия, проявление выдержки и самообладания и др. В старшем школьном возрасте ребенок включается все в большее и большее количество различных сфер социальной и начальной профессиональной деятельности, знакомится с различными профессиональными ролями в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участники производства и др), осваивает социальные роли (сын, отец, сосед, коллега по работе, лидер группы и др.). Пробуя себя как человек определенного |