Проверяемый текст
Предеина, Елена Владимировна; Формирование социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях гуманитаризации образования (Диссертация 2003)
[стр. 162]

идентичности, усвоение гендерных особенностей, формирование навыков гигиены и самообслуживания в быту, научение рациональному использованию времени, усвоение эффективных способов получения информации, формирование индивидуального стиля учебной деятельности и др.
Все это является элементами культуры повседневности, с учетом которых мы построили нашу игру.
Описываемая игра базируется на социокультурной специфике категорий пространства и времени.
Отношение ко времени и его планированию, восприятие прошлого, настоящего и будущего является, как правило, неосознанной частью нашей культуры повседневности.
Каждый человек посвоему решает задачу временного планирования в соответствие со сформированными стереотипами отношения ко времени и пространству.
Но человеку, привыкшему к своему «культурному времени» оно кажется единственно возможным, заложенным самой природой.
Цель игры: осмысление социокультурной категории «времени» и его связи с нормами индивидуального поведения.
Согласно условию игры,
необходимо составить список дел в соответствии с их первоочередной значимостью для играющего.
При выполнении задания игры выдвигались следующие задачи: воспитание социально и профессионально значимых качеств пунктуальности, ответственности,
способности адаптироваться в стрессовых ситуациях, организованности; выработка у учащихся умения планировать свой рабочий день, наиболее рационально распоряжаться своим временем, выбирать приоритеты при составлении расписания на день, отбирать самые важные дела.
При обсуждении результатов игры выяснилось, что только двое из участников тренинга имеют режим дня и стараются правильно организовать свою деятельность во времени.
При составлении списка дел на день большинство участников руководствовались следующими соображениями: значимость дела для работы, зависимость от расписания других лиц.
Только в последнюю очередь выбор дела определялся личными интересами.
Ирина Л сказала: «В жизни мне редко приходится зависеть от расписания дел других
162
[стр. 163]

изменения: «неплохо бы добавить новые роли в игру —ребенка тинейджера или бабушку, которые путешествуют вместе с ними».
Следующая игра «Забытая записная книжка» (Приложение 8), использованная нами во время тренинга, построена по методу «культурной грамматики».
В основе данного метода, автором которого является американский антрополог Эдуард Т.Холл, лежит осознание систем жизнедеятельности как одной из важных социальных составляющих социально-профессионального самоопределения.
Холл описал 10 фундаментальных систем, характерных для каждой культуры: общение, ассоциации, самообеспечение, разделение полов, пространство, время, обучение, игра, оборона, эксплуатация ресурсов.
Каждая из перечисленных систем жизнедеятельности, по мнению Т.Холла, ставит перед человеком определенные задачи: установление контакта с другим человеком, достижение коммуникативной эффективности, осознание собственной половой идентичности, усвоение гендерных особенностей, формирование навыков гигиены и самообслуживания в быту, научение рациональному использованию времени, усвоение эффективных способов получения информации.
Формирование индивидуального стиля учебной деятельности и др.
Все это является элементами культуры повседневности, с учетом которых мы построили нашу игру.
Описываемая игра базируется на социокультурной специфике категорий пространства и времени.
Отношение ко времени и его планированию, восприятие прошлого, настоящего и будущего является, как правило, неосознанной частью нашей культуры повседневности.
Каждый человек посвоему решает задачу временного планирования в соответствие со сформированными стереотипами отношения ко времени и пространству.
Но человеку, привыкшему к своему «культурному времени» оно кажется единственно возможным, заложенным самой природой.
Цель игры: осмысление социокультурной категории «времени» и его связи с нормами индивидуального поведения.
Согласно условию игры,


[стр.,164]

необходимо составить список дел в соответствии с их первоочередной значимостью для играющего.
При выполнении задания игры выдвигались следующие задачи: воспитание социально и профессионально значимых качеств пунктуальности, ответственности,
адаптабельность в стрессовых ситуациях, организованность, выработка у учащихся умения планировать свой рабочий день, наиболее рационально распоряжаться своим временем, выбирать приоритеты при составлении расписания на день, отбирать самые важные дела.
При обсуждении результатов игры выяснилось, что только двое из участников тренинга имеют режим дня и стараются правильно организовать свою деятельность во времени.
При составлении списка дел на день большинство участников руководствовались следующими соображениями: значимость дела для работы, зависимость от расписания других лиц.
Только в последнюю очередь выбор дела определялся личными интересами.
Ирина Л сказала: «В жизни мне редко приходится зависеть от расписания дел других
людей.
Я привыкла делать сначала делать то, что мне интересно».
Оля 3.
«сначала делаю то что требует больших усилий и затрат времени и только потом то, что мне интересно».
Тамара С.
привыкла жить по режиму дня с первого класса.
«Мне было легко найти в своем расписании время для всех наиболее важных дел».
Людмила К.
обычно старается совмещать несколько дел сразу, но девочка признается, что у нее не всегда это получается.
Важное место в тренинге отводится различным упражнениям, направленных на формирование моделей поведения в жизненных ситуациях.
В группе, в атмосфере взаимной моральной поддержки и эмоциональной защищенности, учащиеся имели возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущем, социальным положением в обществе, учились аргументировано выражать свои мысли.
Например, целью одного из упражнений «Диалог о профессиях «Да, но...» было научиться аргументировано высказывать свою точку зрения, осознавать свои ожидания, связанные с профессиональной карьерой.

[Back]