направлением работы по формированию самоопределения, является помощь школьникам не только в подборе профессии и места трудоустройства, но и в создании ценностно-нравственной основы самоопределения» [187, с.44]. Акцентируя внимание на проблеме нравственных ценностей, Н.О.Лосский пишет, что общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах, становится ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Это ведет к взаимному непониманию и ожесточению, росту преступности, духовному оскудению внутреннего мира человека [141]. Продолжая эту мысль, Е.И.Головаха отмечает, «каким человек предстанет перед миром и людьми в большей степени зависит даже не от профессии, а того, какую мировоззренческую позицию он реализует», какая система нравственных ценностей будет лежать в основе жизненных целей и планов [54, с. 15-23]. Именно поэтому, для современных исследований по педагогике, философии образования характерно обращение к традиционной философской мысли, где любое отношение к материальной природе и, вообще, любое отношение к людям, обществу, высшим человеческим ценностям рассматривается как отношение нравственного характера. В философии образования существует мнение, что нравственно-ценностные отношения являются исходными, определяющими все остальные отношения [138; 141]. Главной ценностью социума является человек существо духовное, творческое, открытое самообразованию и саморазвитию, способное актуализировать себя в деятельности, быть творцом своей жизни. В основе активной перестройки человеком своей жизни лежат нравственные ценности, с помощью которых человек может и должен перестраивать своим трудом свою жизнь [139]. Эта мысль находит свое развитие в трудах Н.Б.Крыловой. Она обращает внимание на то, что человек, постоянно находясь в жизненных ситуациях выбора (выбор оценки явления, либо основания жизненного решения, либо конкретного поступка), осуществляет его, основываясь на своей 84 |
профессиональному самоопределению, мы определили ее структуру, включающую следующие компоненты: нравственно-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Охарактеризуем выделенные нами компоненты. Нравственно-ценностный компонент —это система представлений о жизненных приоритетах, ценностные ориентации личности, социокультурные нормы и правила, нравственные установки. Выделение нами нравственно-ценностного компонента базируется на исследованиях Е.И.Головахи, Н.Б.Крыловой, С.Е.Моторной, А.В.Мордовской, Н.С.Пряжникова и др. [48; 98; 141; 142; 163; 164]. Традиционно, ведущим в структуре готовности считается мотивационно-потребностный компонент. Мы отдаем приоритет в структуре готовности старшеклассников к социальнопрофессиональному самоопределению нравственно-ценностному компоненту, потому что это обусловлено целевыми установками новой парадигмы образования (формирование гуманистических качеств личности, системности знаний, необходимых для целостного восприятия мира, дальнейшего образования и самообразования; воспитание человека, осознающего ценность жизни, способного к добру, состраданию, толерантности), процессом его гуманизации, возрождением значимости нравственных норм и социвльных и профессиональных культурных ценностей; а также логикой нашего исследования. Подтверждение нашей позиции мы находим у многих ученых и исследователей. Так, Н.С.Пряжников подчеркивает, что «важнейшим направлением работы по формированию самоопределения, является помощь школьникам не только в подборе профессии и места трудоустройства, но и в создании ценностно-нравственной основы самоопределения» [163,с.44]. Акцентируя внимание на проблеме нравственных ценностей, Н.О.Лосский пишет, что общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах, становится ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Это ведет к взаимному непониманию и ожесточению, росту преступности, духовному оскуднению внутреннего мира человека [125]. Продолжая эту мысль, Е.И.Головаха отмечает, «каким человек предстанет перед миром и людьми в большей степени зависит даже не от профессии, а того, какую мировоззренческую позицию он реализует», какая система нравственных ценностей будет лежать в основе жизненных целей и планов [48, с. 15-23]. Именно поэтому, для современных исследований по педагогике, философии образования характерно обращение к традиционной философской мысли, где любое отношение к материальной природе и, вообще, любое отношение к людям, обществу, высшим человеческим ценностям рассматривается как отношение нравственного характера. В философии образования существует мнение, что нравственно-ценностные отношения являются исходными, определяющими все остальные отношения [123; 125]. Главной ценностью социума является человек существо духовное, творческое, открытое самообразованию и саморазвитию, способное актуализировать себя в деятельности, быть творцом своей жизни. В основе активной перестройки человеком своей жизни лежат нравственные ценности, с помощью которых человек может и должен перестраивать своим трудом свою жизнь [123]. Эта мысль находит свое развитие в трудах Н.Б.Крыловой. Она обращает внимание на то, что человек, постоянно находясь в жизненных ситуациях выбора (выбор оценки явления, либо основания жизненного решения, либо конкретного поступка), осуществляет его, основываясь на своей сформированной системе ценностей. Ценности, по ее мнению, являются критерием выбора [98, с.40]. Мы согласны с позицией вышеуказанных авторов и также считаем, что старшеклассник, ориентируясь на существующие в обществе ценности как основу самоопределения (и постоянно корректируя ценностные ориентации), делает свой сознательный выбор человеческой деятельности, принимает решения, а любое самостоятельное решение всегда построение себя, раскрытие своих сущностных сил. Самоопределяющаяся личность стремится к |