Проверяемый текст
Моисеев, Евгений Владимирович; Мордовия во второй половине XX века: тенденции и противоречия социально-экономического развития (Диссертация 2004)
[стр. 171]

вятой пятилетке выросла в десятой пятилетке до 151 рубля.
Почти вдвое за это же время увеличились общественные фонды потреблении1 ^.

Причинами реорганизации колхозов и совхозов партийные и государственные органы республики объявляли стремление создать однородную систему управления на уровне районы, что в конечном счете повысит эффективность сельскохозяйственного производства.
В
письме Мордовского областного комитета КПСС и Совета Министров Мордовской АССР в Совет Министров РСФСР от 10 февраля 1975 г.
отмечалось: «Реорганизация колхозов в совхозы позволит иметь в ряде районов только одни совхозы, что значительно повысит эффективность управления сельскохозяйственным производством за счет организации районных управлений совхозов с подчинением их республиканскому производственному объединению совхозов Мордовской АССР»199.
Курс на все большую концентрацию сельскохозяйственного производства, проводимый в значительной степени без учета реальных социальноэкономических
последствий, получил дальнейшее развитие в кампании
но ликвидации «неперспективных» сел и деревень, пик проведения которой в Мордовии падал на 1970-е гг.
Ее начало связано с вступлением в силу «Правил
застройки сельских населенных пунктов РСФСР», разработанных НИИ сельхозстроем Министерства сельского хозяйства СССР, в которых впервые появился термин «неперспективная деревня».
Фактическим одобрением
данного документа стало постановление ЦК КПСС от 1 сентября 1968 г.200.
Те же идеи легли в основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» (март 1974 г.), которое наметило укрупнение сел и ликвидацию 114 тысяч населенных пунктов из 143 тысяч .
В
Мордовии ликвидацию «неперспективных» сел пытались объяснить достаточно резким сокращением численности сельского населения, изменениями его половозрастной структуры, миграцией в города.
К примеру, приводились данные по Ковылкинскому району, где удельный вес мелких и '
171
[стр. 429]

429 тысяч рублей.
Среднемесячная заработная плата рабочих со 118 рублей в девятой пятилетке выросла в десятой пятилетке до 151 рубля.
Почти вдвое за это же время увеличились общественные фонды потреблении'^'.

Потенциал среднего хозяйства представляют данные, приводимой ниже таблицы.
Таблица 3.3.3 Средние размеры совхозов Мордовии в 1970-е гг.
* Сельскохозяйственные угодья, га.
Пашня, га.
Посевная площадь, га.
Крупный рогатый скот, гол.
В том числе коровы Свиньи Овцы и козы Тракторы, шт.
1970 6643 5178 4555 1731 644 1172 691 35 1975 5969 4601 4274 1640 557 1032 557 43 1978 5590 4301 3990 1494 545 1054 624 49 * Таблица составлена на основе: Мордовской АССР 50 лет.
Юбилейный статистический сборник.
Саранск, 1979.
С.ЗЗ.
Причинами реорганизации колхозов и совхозов партийные и государственные органы республики объявляли стремление создать однородную систему управления на уровне районы, что в конечном счете повысит эффективность сельскохозяйственного производства.
В письме Мордовского областного комитета КПСС и Совета Министров Мордовской АССР в Совет Министров РСФСР от 10 февраля 1975 г.
отмечалось: «Реорганизация колхозов в совхозы позволит иметь в ряде районов только одни совхозы, что значительно повысит эффективность управления сельскохозяйственным производством за счет организации районных управлений совхозов с подчинением их республиканскому производственному объединению совхозов Мордовской АССР»'^1 Курс на все большую концентрацию сельскохозяйственного производства, проводимый в значительной степени без учета реальных социальноэкономических последствий, получил дальнейшее развитие в кампании
по ликвидации «неперспективных» сел и деревень, пик проведения которой в Мордовии падал на 1970-е гг.
Ее начало связано с вступлением в силу «Пра


[стр.,430]

430 вил застройки сельских населенных пунктов РСФСР», разработанных НИИ >4v сельхозстроем Министерства сельского хозяйства СССР, в которых впервые появился термин «неперспективная деревня».
Фактическим одобрением
дан1 74 кого документа стало ЦК КПСС от 1 сентября 1968 г.
.
Те же идеи легли в основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» (март 1974 г.), которое наметило укрупнение сел и ликвидацию 114 тысяч населенных пунктов из 143 тысяч''^'*.
Выполняя
директивы партии и правительства, Стройбанк СССР прекратил финансирование не только нового строительства, но и капитального ремонта существующих зданий и сооружений в , «неперспективных» селах и деревнях.
в Мордовии ликвидацию «неперспективных» сел пытались объяснить достаточно резким сокращением численности сельского населения, изменениями его половозрастной структуры, миграцией в города.
К примеру, приводились данные по Ковылкинскому району, где удельный вес мелких и
средних населенных пунктов в общей численности поселений снижался.
В 1966 г.
в пунктах с населением до 600 человек проживало 32,9 % всего сельского населения района, в 1974 г.
их доля в тех же поселениях сократилась до 30,5 %.
В населенных же пунктах с людностью свыше 600 человек, наоборот, концентрация возросла с 67,1 % до 69,5 % .
Одновременно наблюдался не Г прерывный процесс перехода сельских поселений из групп большей людности в более мелкие ''^.
В республике стали разрабатываться порайонные планы ликвидации «неперспективных» сельских населенных пунктов.
В частности, подобный план был составлен в Ромодановском районе, где предусматривалось ликвидировать 51 село.
Была установлена определенная очередность.
В первую очередь (до 1985 г.) предлагалось переселить 16 самых мелких населенных, расположенных на большом расстояниии от основных дорог и центральных усадеб с населением до 100 человек.
Во вторую очередь (1985 1990 гг.) планировалось переселить 18 мелких сел (в основном до 200 человек), в которых имелись производственные и жилые постройки, сохраняемые

[стр.,534]

534 личных интересов в аграрном производстве.
В результате восьмая пятилетка "i^x в республике по своим показателям оказалась сравнительно успешной, фактические показатели экономического роста и благосостояния на селе почти совпали с запланированными показателями.
В Мордовии завершилась электрификация села, возникла основа для массового применения сельским населением различных электробытовых приборов.
Однако позитивные перемены второй половины 1960-х гг.
не привели к серьезному сдвигу, что сказалось на последующем развитии.
В 1970-е гг.
достаточно четко стала просматриваться низкая эффективность сельскохозяйственного производства в различных регионах Совет_, ского Союза, объясняемая большинством исследователей существованием механизма, с помощью которого государство беспрепятственно изымало из аграрной сферы необходимые ему средства.
Произошла своеобразная мимикрия механизма изъятия средств из села, он как бы стал невидимым, поскольку при реализации аграрной политики в деревню направлялись кредиты, техника и другие средства, росли капиталовложения в социальную сферу, однако аграрный сектор экономики продолжал оставаться на «голодном пайке».
В 1970-е гг.
одним из основных направлений аграрной политики, оказавшим существенное воздействие на развитие села Мордовии и сельскохозяйственное производство в республике, была концентрация производства, которая вылилась в продолжение политики преобразования колхозов в совхозы.
При этом предполагалось, что вновь создаваемые хозяйства будут более крупными и экономически эффективными.
Фактически в республике происходило свертывание колхозной формы собственности с целью повышения степени обобществления сельскохозяйственного производства.
Курс на все большую концентрацию сельскохозяйственного производства, проводимый в значительной степени без учета реальных социально-экономических
•Ч, последствий, получил дальнейшее развитие в кампании по ликвидации «неперспективных» сел и деревень.
При всех благих планах и предложениях

[Back]