Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 214]

Глава 3.
Социокультурное развитие М ордовии 3.1.
Региональная культурная политика и идеология Социокультурная среда, существовавшая во второй половине 1960-х — середине 1980-х гг., несмотря на изменения политического режима, значительные технологические и социально-структурные преобразования, отличалась редкостной устойчивостью и консерватизмом.
Устойчивость и консерватизм объяснялись неизменностью и универсальным характером культурной модели, господствовавшей в России на протяжении более семидесяти лет.
Вторая
половина 1960-х середина 1980-х гг.
являются временем логического завершения строя, вошедшего в историю России как социалистический строй, социализм.

В качестве основного интеграционного механизма выступала КПСС, аппарат которой диктовал, регулировал и контролировал социальную, политическую, экономическую и культурную организацию общества.
Характеризуя партию, М.
Малиа писал: «Поскольку «старшая когорта» партийных кадров изначально «вышла из народа», общепартийные сборища вплоть до гибели режима отличал довольно-таки плебейский
тон.
Но к тому времени было еще бессмысленнее, чем когда-либо, говорить о партии как об организации рабочих и крестьян, поскольку большинство партийцев в основном имели «интеллигентское» происхождение.
Впрочем, «социальная база» не является подходящим критерием для характеристики партии в эпоху ее зрелости: важно было то обстоятельство, что в ней состояли все, кто занимал в стране хоть сколько-нибудь ответственный пост, и что вступить в нее должен был каждый, кто надеялся такой пост занять.
Подобная партия не могла быть организацией фанатиков или убежденных идеологов.
Тем не менее, члены ее были достаточно
индоктринированы»1 .
В основе культурной политики и идеологии тех лет лежала советская версия марксизма, предполагающая определенное видение природы общества, человека и социальных институтов, направленности и форм социального развития.
Марксизм претендовал на глобальное объяснение мира, располагая в то же время концептуальным аппаратом, позволяющим переводить всеобщие понятия и идеи на язык практического политического и далее на язык
214
[стр. 71]

ско-русские, браки составляли всего 6,4 %, что объяснялось не столько этнопсихологической ориентацией на однонациональный брак, сколько большей этнической однородностью сельских производственных коллективов95.
Процессы ассимиляции и аккультурации оказали существенное воздействие на динамику социокультурного развития Мордовии, способствовали появлению особенностей развития, его специфики.
Во многом они определили и формирование и реализацию региональной политики в сфере культуры.
1,3.
Советская партийно-государственная идеология и региональная культурная политика Вторая половина 1960-х середина 1980-х гг.
являются временем логического завершения строя, вошедшего в историю России как социалистический строй, социализм.
В качестве основного интеграционного механизма выступала КПСС, аппарат которой диктовал, регулировал и контролировал социальную, политическую, экономическую и культурную организацию общества.
Характеризуя партию, Мартин Малиа писал: «Поскольку «старшая когорта» партийных кадров изначально «вышла из народа», общепартийные сборища вплоть до гибели режима отличал довольно-таки плебейский
точ.
Но к тому времени было еще бессмысленнее, чем когда-либо, говорить о партии как об организации рабочих и крестьян, поскольку большинство партийцев в основном имели «интеллигентское» происхождение.
Впрочем, «социальная база» не является подходящим критерием для характеристики партии в эпоху ее зрелости: важно было то обстоятельство, что в ней состояли все, кто занимал в стране хоть сколько-нибудь ответственный пост, и что вступить в нее должен был каждый, кто надеялся такой пост занять.
Подобная партия не могла быть организацией фанатиков или убежденных идеологов.
Тем не менее, члены ее были достаточно
индоктринированы»96.


[стр.,72]

Социокультурная среде, существовавшая во второй половине 1960-х — середине 1980-х гг., несмотря на изменения политического режима, значительные технологические и социально-структурные преобразования, отличалась редкостной устойчивостью и консерватизмом.
Устойчивость и консерватизм объяснялись неизменностью и универсальным характером культурной модели, господствовавшей в России на протяжении более семидесяти лет.
В
се основе лежала советская версия марксизма, предполагающая определенное видение природы общества, человека и социальных институтов, направленности и форм социального развития.
Марксизм претендовал на глобальное объяснение мира, располагая в то же время концептуальным аппаратом, позволяющим переводить всеобщие понятия и идеи на язык практического политического и далее на язык
виеполитического повседневного поведения.
В ходе такого перевода происходила «марксизация» и политизация повседневности, благодаря чему советский марксизм, не утрачивая свойственного ему с самого начала статуса политической идеологии, постепенно становился универсальной интерпретационной схемой, на основе которой объяснялись и нормативно регулировались буквапь97 по все проявления человеческой активности и все жизненные содержания .
КПСС и марксистская идеология определяли культурную политику% под которой стоит понимать вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (т.
е.
на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некоей субкультуры.
Указанное воздействие является результатом соответствующею концептуального представления субъекта культурной жизни о желательном состоянии системы «культура» (или ее какого-то фрагмента), определения стратегических целей, формулирования (в сложившемся социокультурном контексте) приоритетных целей и на их основе соответствующих задач (программ), а также использования подобающих методов воздействия на куль98 турную жизнь .


[стр.,238]

238 К люцию.
Экономический уклад во многом определил хозяйственную и бытовую культуру населения, повлиял на особенности социокультурного развития.
Существенной особенностью Мордовии являлся многонациональный состав населения, накладывающий определенные факторы на миграционные процессы, социокультурную сферу, трудовые ресурсы.
Регион на протяжении веков был территорией взаимодействия трех цивилизационных миров славянского, тюркского, финно-угорского.
В условиях длительного сосуществования народы выработали принципы толерантности, что оказало воздействие на хозяйственную этику, функционирование культуры, социокультурную динамику ■*.
в целом.
Во многом они определили и формирование и реализацию региональной политики в сфере культуры.
Вторая половина 1960-х середина 1980-х гг.
являются временем логического завершения строя, вошедшего в историю России как социалистический строй, социализм.

Социокультурная среда, существовавшая в это время, несмотря на изменения политического режима, значительные технологические и социальноструктурные преобразования, отличалась редкостной устойчивостью и консерватизмом.
Они объяснялись неизменностью и универсальным характером культурной модели, господствовавшей в России на протяжении более семидесяти лет.
В
ее основе лежала советская версия марксизма, предполагающая определенное видение природы общества, человека и социальных институтов, направленности и форм социального развития.
КПСС и марксистская идеология определяли культурную политику, средства осуществления которой были многообразны.
Прежде всего, это социальные институты религии, искусства и науки, занимающиеся созданием новых культурных ценностей, а также отбором их из накопленного культурного богатства для трансляции в социум.
Затем это каналы их распространения социальные иис:итуты образования и массовых коммуникаций, образующие комплекс, в значительной мере формирующий национальную картину мира.
г Во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
в Советском Союзе в ос

[Back]