Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 215]

внсполитического повседневного поведения.
В ходе такого перевода происходила «марксизация» и политизация повседневности, благодаря чему советский марксизм, не утрачивая свойственного ему с самого начала статуса политической идеологии, постепенно становился универсальной интерпретационной схемой, на основе которой объяснялись и нормативно регулировались
буквально все проявления человеческой активности и все жизненные содер2 жания .
КПСС и марксистская идеология определяли культурную политику, под которой стоит понимать вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (т.
е.
на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некоей субкультуры3.

Исходя из сказанного, В.
С.
Жидков и К.
Б.
Соколов выделяли три главные цели государственной культурной политики: > во-первых, формирование общенациональной картины мира и ее распространение
средшграждан; > во-вторых, поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; > в-третьих, развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности4.
Культурная политика.второй половины 1960-х —середины 1980-х гг.
определялась в значительной степени Программой'КПСС, которая-декларировала: «Культурное развитие в период развернутого строительства коммунистического общества явится завершающим этапом великой культурной революции.
На этом этапе обеспечивается создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма»5.
Идеалом культуры представлялась культура коммунизма,, которая; «вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой, культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества.
Она воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира.
Это будет культура бесклассового общества, общенародная, обще215
[стр. 72]

Социокультурная среде, существовавшая во второй половине 1960-х — середине 1980-х гг., несмотря на изменения политического режима, значительные технологические и социально-структурные преобразования, отличалась редкостной устойчивостью и консерватизмом.
Устойчивость и консерватизм объяснялись неизменностью и универсальным характером культурной модели, господствовавшей в России на протяжении более семидесяти лет.
В се основе лежала советская версия марксизма, предполагающая определенное видение природы общества, человека и социальных институтов, направленности и форм социального развития.
Марксизм претендовал на глобальное объяснение мира, располагая в то же время концептуальным аппаратом, позволяющим переводить всеобщие понятия и идеи на язык практического политического и далее на язык виеполитического повседневного поведения.
В ходе такого перевода происходила «марксизация» и политизация повседневности, благодаря чему советский марксизм, не утрачивая свойственного ему с самого начала статуса политической идеологии, постепенно становился универсальной интерпретационной схемой, на основе которой объяснялись и нормативно регулировались
буквапь97 по все проявления человеческой активности и все жизненные содержания .
КПСС и марксистская идеология определяли культурную политику% под которой стоит понимать вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (т.
е.
на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некоей субкультуры.

Указанное воздействие является результатом соответствующею концептуального представления субъекта культурной жизни о желательном состоянии системы «культура» (или ее какого-то фрагмента), определения стратегических целей, формулирования (в сложившемся социокультурном контексте) приоритетных целей и на их основе соответствующих задач (программ), а также использования подобающих методов воздействия на куль98 турную жизнь .


[стр.,73]

73 <' Исходя из сказанного, В.
С.
Жидков и К.
Б.
Соколов выделяли три главные цели государственной культурной политики: > во-первых, формирование общенациональной картины мира и ее распространение
среди граждан; > во-вторых, поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; > в-трстьих, развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности".
^
Разность подходов к формированию и осуществлению культурной политики в различных странах делает плодотворными их обсуждение и обмен опытом в этой сфере.
Так, на дискуссии в Монако, проведенной 24 странами участницами ЮНЕСКО (1967 г.), иод культурной политикой было решено понимать «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры».
В этом контексте реализация культурной политики представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целен посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время»100.
Весьма важно выделить два основополагающих момента: культурная политика это прежде всего некие «культурные цели» и затем «деятельность и процедуры», обеспечивающие их достижение.
Такая постановка проблемы выдвигает важный вопрос о субъектах культурной политики.
В цитированных материалах ЮНЕСКО на этот счет нет определенности: в качестве такого субъекта называются и государство, и общество.
Вместе с тем известно, что эти два субъекта культурной жизни не только не совпаЛ дают, по могут вступать между собой и в достаточно резкие противоречия, которые особенно наглядны в тоталитарных государствах, где правящая верхушка

[Back]