Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 218]

Поэтому даже независимо от индивидуального отношения к партии ее существование как института было крайне важным, поскольку позволяло сохранять единство и преемственность в биографическом развитии индивидов.
Для одних партия играла роль точки отсчета: ее существование как бы показывало, насколько далеко от своего первоначального состояния ушел индивид, оставаясь в то же время самим собой.
Для многих других, отнюдь не сознательных марксистов и коммунистов, партия играла роль центрального стержня, скрепляющего воедино всю индивидуальную биографию в целом, или, если выражаться более строго, роль идентификационной
доминанты, причем совершенно безотносительно к ее политическому и идеологическому смыслу, а только в силу ее культурной значимости9.
На закрепление охарактеризованной выше парадигмы были направлены усилия достаточно многочисленных структур, связанных с процессом воспитания, идеологической работы, культурной политики.
Так, партком и ректорат
Мордовского университета в 1970-е —начале 1980-х гг.
вел активный поиск путей создания в вузе оптимальной системы управления процессом формирования современных специалистов.
В ее основу были положены идеи, изложенные в Программе КПСС; особое внимание при этом было уделено преломлению на практике «Морального кодекса строителя коммунизма».
Основные постулаты выработанной программы изложил ректор университета А.
И.
Сухарев: «Во-первых, высшей целью университета является подготовка всесторонне развитой личности советского специалиста.
Во-вторых, основным путем формирования такого специалиста является комплексный подход, обеспечивающий органическое единство учебной, научной и воспитательной деятельности.
В-третьих, основными звеньями, обеспечивающими подготовку специалиста, являются академическая группа и кафедра университета.
В-четвертых, четкое разделение труда между администрацией, партийной и общественными организациями, включая органы студенческого самоуправления.

218
[стр. 85]

Несмотря на все усилия КПСС не смогла устранить влияние религии как формы культуры, религиозные представления продолжали пронизывать повседневную эмпирическую жизнь человека, проявляясь в его поведении, быту.
Одной из форм распространения коммунистической идеологии являлось стремление усилить роль КПСС в жизни социума.
Представление о партии и ее роли в мире к началу 1970-х гг.
определяло структуру социализации индивида.
Рост человека от ребенка до взрослого это его рост к партии.
Каждый проходил один и тот же путь: в возрасте 7-8 лет ребенка принимали в октябрята (первая идентификация с партией), подростка 10-12 лет в пионеры, молодой человек 14-16 лет вступал в комсомол, затем логически должно было следовать вступление в партию.
Переход с одной ступени социализации на другую имел ритуальный характер, сопровождался проверками и испытаниями.
Далеко не все доходили до самого конца, т.е.
вступали в партию.
Но когда это событие происходило, оно было равносильно инициации: индивид как бы превращался в равноправного взрослого члена общества.
Нет нужды особо подчеркивать, как глубоко запечатлевались такие обряды в сознании молодого человека и сколь значительную роль они играли в формировании индивидуальной идентичности123.
Поэтому даже независимо от индивидуального отношения к партии ее существование как института было крайне важным, поскольку позволяло сохранять единство и преемственность в биографическом развитии индивидов.
Для одних партия играла роль точки отсчета: ее существование как бы показывало, насколько далеко от своего первоначального состояния ушел индивид, оставаясь в то же время самим собой.
Для многих других, отнюдь не сознательных марксистов и коммунистов, партия играла роль центрального стержня, скрепляющего воедино всю индивидуальную биографию в целом, или, если выражаться более строго, роль идентификаци


[стр.,86]

86 онной доминанты, причем совершенно безотносительно к ее политико124 идеологическому смыслу, а только в силу ее культурной значимости .
На закрепление охарактеризованной выше парадигмы были направлены усилия достаточно многочисленных структур, связанных с процессом воспитания, идеологической работы, культурной политики.
Так, партком и ректорат
1М ордовского университета в 1970-е начале 1980-х гг.
вел активный поиск путей создания в вузе оптимальной системы управления процессом формирования современных специалистов.
В ее основу были положены идеи, изложенные в Программе КПСС; особое внимание при этом было уделено преломлению на практике «Морального кодекса строителя коммунизма».
Основные постулаты выработанной программы изложил ректор университета А.
И.
Сухарев: «Во-первых, высшей целью университета является подготовка всесторонне развитой личности советского специалиста.
Во-вторых, основным путем формирования такого специалиста является комплексный подход, обеспечивающий органическое единство учебной, научной и воспитательной деятельности.
В-третьих, основными звеньями, обеспечивающими подготовку специалиста, являются академическая группа и кафедра университета.
В-четвертых, четкое разделение труда между администрацией, партийной и общественными организациями, включая органы студенческого самоуправления.

В-пятых, планомерное решение задач формирования всесторонне развитой личности специалиста на основе единых планов социального развития университета, факультета, кафедры, академической группы, преподавателя, сотрудника, студента»125.
В целях реализации данной системы был создай ряд документов, призванных регламентировать ее функционирование и развитие.
Исходным документом является «Комплексная программа формирования всесторонне

[стр.,239]

239 новной массе населения действовали две основные тенденции в отношении к религии и церкви.
Одна из них была связана со все большим отходом от религии и, соответственно, со все большим отходом от религиозной нравственности.
Другая, противоположная первой, тенденция выражала понимание того, что принципы религиозной нравственности, даже при отсутствии глубокой веры, являются важнейшим рычагом в установлении общественного доверия и согласия, выступают незаменимым идейным компасом в личном поведении человека.
Материалы Мордовии достаточно красноречиво свидетельствуют об их существовании.
Одной из форм распространения коммунистической идеологии являлось стремление усилить роль КПСС в жизни социума.
Представление о партии и ее роли в мире к началу 1970-х гг.
определяло структуру социализации индивида.
На ее закрепление были направлены усилия достаточно многочисленных структур, связанных с процессом воспитания, идеологической работы, культурной политики.
Важным направлением региональной культурной политики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг., в значительной степени совпадающим с марксистско-ленинской идеологией и политикой КПСС, была пропаганда идей дружбы народов и интернационализма.
Его существование было обусловлено спецификой региона, многонациональным составом населения, о которых говорилось выше.
В этом смысле культурная политика была составной частью национальной политики и наоборот.
Вторая половина 1960-х середина 1980-х гг.
занимают особое место в истории образования и науки Мордовии.
Именно в эти годы они начинают осознаваться как факторы социокультурного развития региона.
При этом идет развитие общественного и личного осознания образования и науки как ценности, мотивированного и стимулированного отношения территориального сообщества и отдельного человека к уровню собственного образования и его качеству.
Шло г формирование, устойчивое функционирование и развитие образования и науки

[Back]