Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 222]

стической идеологии и автономной самодеятельностью сыграл специфический советский феномен, носивший название «общественность».
Советская общественность зародилась не как продукт социальной самоорганизации, а как часть административной системы в обществе с разорванными и подавлявшимися горизонтальными связями.
Появлялась она главным образом по инициативе «сверху», реже как следствие «низовой» инициативы, прошедшей сертификацию в официальных инстанциях.
Первоначально советская общественность служила неофициальным продолжением сети официальных институтов, компенсируя их некомпетентность и непрофессионализм20.
Будучи неформальным образованием, она контролировалась официальными институтами, прежде всего в той мере, в какой подчинялась авторитету официальной культуры.
По мере того, как притягательность последней стала ослабевать, меняла свои свойства и советская общественность.
Она все больше попадала в сферу притяжения новых ценностей.
Важным направлением региональной культурной политики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг., в значительной степени совпадающим с марксистско-ленинской идеологией и политикой КПСС, была пропаганда идей дружбы народов и интернационализма.
Его существование'было обусловлено спецификой региона, многонациональным составом населения, о которых говорилось выше.
В этом смысле культурная политика была составной частью национальной политики и наоборот.

Одной из форм работы в данном направлении были дни культуры народов, проживающих совместно.
Типичным примером могут служить дни культуры Мордовии в Чувашии, проходившие в мае-июне 1978 г.
В течение недели жители Чебоксар, городов и районов Чувашской АССР знакомились с самобытной культурой и искусством мордовского народа.
В зале Чувашской государственной художественной галереи работала выставка изобразительного и прикладного искусства Мордовии.
В Чувашском академическом театре им.
К.
В.
Иванова состоялся концерт мастеров искусств обеих республик.
Творческие коллективы Мордовии выступили с концертами в Алатыре, Порецке, Новочебоксарске,
Шорше222
[стр. 90]

90 * Таблица составлена на основе данных: Советская Мордовия в десятой пятилетке.
—Саранск, 1980.
—С.
94; Жипшев, В.
Л, Развитие культуры в Мордовии (1960-1970-е гг.) / В.
Л.
Житаев.
Саранск, 1985.
—С.
61.
Важным направлением региональной культурной политики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг., в значительной степени совпадающим с марксистско-ленинской идеологией и политикой КПСС, была пропаганда идей дружбы народов и интернационализма.
Его существование было обусловлено спецификой региона, многонациональным составом населения, о которых говорилось выше.
В этом смысле культурная политика была составной частью национальной политики и наоборот.
Одной из форм работы в данном направлении были дни культуры народов, проживающих совместно.
Типичным примером могут служить дни культуры Мордовии в Чувашии, проходившие в .мае-июне 1978 г.
В течение недели жители Чебоксар, городов и районов Чувашской АССР знакомились с самобытной культурой и искусством мордовского народа.
В зале Чувашской государственной художественной галереи работала выставка изобразительного и прикладного искусства Мордовии.
В Чувашском академическом театре им.
К.
В.
Иванова состоялся концерт мастеров искусств обеих республик.
Творческие коллективы Мордовии выступили с концертами в Алатыре, Порецке, Новочебоксарске,
Шоршелах, Шумерле, Канате, Ибрссях, Урмарском, Цивильском, Краспочетайском, Марпосадском районах135.
В разнос время и с разной интенсивностью советское руководство способствовало этническому расцвету, сближению, единству и слиянию.
Сами эти понятия остаются довольно неясными, по их использование в официальных связях и академических дебатах может служить своего рода барометром изменений в культурной политике.
Вместе с тем в течение десятилетий наиболее постоянным и стабильным элементом советской на

[стр.,239]

239 новной массе населения действовали две основные тенденции в отношении к религии и церкви.
Одна из них была связана со все большим отходом от религии и, соответственно, со все большим отходом от религиозной нравственности.
Другая, противоположная первой, тенденция выражала понимание того, что принципы религиозной нравственности, даже при отсутствии глубокой веры, являются важнейшим рычагом в установлении общественного доверия и согласия, выступают незаменимым идейным компасом в личном поведении человека.
Материалы Мордовии достаточно красноречиво свидетельствуют об их существовании.
Одной из форм распространения коммунистической идеологии являлось стремление усилить роль КПСС в жизни социума.
Представление о партии и ее роли в мире к началу 1970-х гг.
определяло структуру социализации индивида.
На ее закрепление были направлены усилия достаточно многочисленных структур, связанных с процессом воспитания, идеологической работы, культурной политики.
Важным направлением региональной культурной политики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг., в значительной степени совпадающим с марксистско-ленинской идеологией и политикой КПСС, была пропаганда идей дружбы народов и интернационализма.
Его существование было обусловлено спецификой региона, многонациональным составом населения, о которых говорилось выше.
В этом смысле культурная политика была составной частью национальной политики и наоборот.

Вторая половина 1960-х середина 1980-х гг.
занимают особое место в истории образования и науки Мордовии.
Именно в эти годы они начинают осознаваться как факторы социокультурного развития региона.
При этом идет развитие общественного и личного осознания образования и науки как ценности, мотивированного и стимулированного отношения территориального сообщества и отдельного человека к уровню собственного образования и его качеству.
Шло г формирование, устойчивое функционирование и развитие образования и науки

[Back]