лах, Шумерле, Канате, Йбресях, Урмарском, Цивильском, Красночетайском, Марпосадском районах21. В разное время и с разной интенсивностью советское руководство способствовало этническому расцвету, сближению, единству и слиянию. Сами эти понятия остаются довольно неясными, но их использование в официальных связях и академических дебатах может служить своего рода бароме'фом изменений в культурной политике. Вместе с тем в течение десятилетий наиболее постоянным и стабильным элементом советской национальной политики было целенаправленное формирование национально-русского двуязычия среди нерусского населения. Распространение русского языка и формирование на этой базе двуязычия являлись одним из краеугольных камней всей советской культурной политики. Преданность этой задаче была красноречиво выражена, например, в обращении Л. И. Брежнева к участникам проводимой в 1979 г. Всесоюзной конференции «Русский язык язык дружбы и сотрудничества народов СССР»: «В условиях развитого социализма, когда экономика нашей страны превратилась в единый народнохозяйственный комплекс, возникла новая историческая общность советский народ, объективно возрастает роль русского языка как языка межнационального общения в строительстве коммунизма, воспитании нового человека. Свободное владение, наряду с родным, русским языком, добровольно принятым в качестве общего исторического достояния всеми советскими людьми, способствует дальнейшему упрочению политического, экономического и духовного единства советского народа»22. Политика распространения двуязычия, когда русскому языку отводилась роль языка межнационального общения для всех советских граждан, была снова подтверждена в программе партии 1986 г.: «И в дальнейшем будут обеспечиваться свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков. В то же время овладение наряду с языком своей национальности русским языком, добровольно принятым советскими людьми в 223 |
90 * Таблица составлена на основе данных: Советская Мордовия в десятой пятилетке. —Саранск, 1980. —С. 94; Жипшев, В. Л, Развитие культуры в Мордовии (1960-1970-е гг.) / В. Л. Житаев. Саранск, 1985. —С. 61. Важным направлением региональной культурной политики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг., в значительной степени совпадающим с марксистско-ленинской идеологией и политикой КПСС, была пропаганда идей дружбы народов и интернационализма. Его существование было обусловлено спецификой региона, многонациональным составом населения, о которых говорилось выше. В этом смысле культурная политика была составной частью национальной политики и наоборот. Одной из форм работы в данном направлении были дни культуры народов, проживающих совместно. Типичным примером могут служить дни культуры Мордовии в Чувашии, проходившие в .мае-июне 1978 г. В течение недели жители Чебоксар, городов и районов Чувашской АССР знакомились с самобытной культурой и искусством мордовского народа. В зале Чувашской государственной художественной галереи работала выставка изобразительного и прикладного искусства Мордовии. В Чувашском академическом театре им. К. В. Иванова состоялся концерт мастеров искусств обеих республик. Творческие коллективы Мордовии выступили с концертами в Алатыре, Порецке, Новочебоксарске, Шоршелах, Шумерле, Канате, Ибрссях, Урмарском, Цивильском, Краспочетайском, Марпосадском районах135. В разнос время и с разной интенсивностью советское руководство способствовало этническому расцвету, сближению, единству и слиянию. Сами эти понятия остаются довольно неясными, по их использование в официальных связях и академических дебатах может служить своего рода барометром изменений в культурной политике. Вместе с тем в течение десятилетий наиболее постоянным и стабильным элементом советской на 91 циональной политики было целенаправленное формирование национально-русского двуязычия среди нерусского населения. Распространение русского языка и формирование на этой базе двуязычия являлись одним из краеугольных камней всей советской культурной политики. Преданность этой задаче была красноречиво выражена, например, в обращении Л. И. Брежнева к участникам проводимой в 1979 г. Всесоюзной конференции «Русский язык язык дружбы и сотрудничества народов СССР»: «В условиях развитого социализма, когда экономика нашей страны превратилась в единый народнохозяйственный комплекс, возникла новая историческая общность советский народ, объективно возрастает роль русского языка как языка межнационального общения в строительстве коммунизма, воспитании нового человека. Свободное владение, наряду с родным, русским языком, добровольно принятым в качестве общего исторического достояния всеми советскими людьми, способствует дальнейшему упрочению политического, экономического и духовного единства советского народа»136. Политика распространения двуязычия, когда русскому языку отводилась роль языка межнационального общения для всех советских граждан, была снова подтверждена в программе партии 1986 г.: «И в дальнейшем будут обеспечиваться свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков. В то же время овладение наряду с языком своей национальности русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения, расширяет доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры»137. Следует отметить, что курс на распространение идей интернационализма давал положительные результаты. Это подтверждается многими данными, в том числе и представительным опросом населения, проведенным в 1973 г. Мордовской объединенной этносоциологической экспедицией. Полученные ответы свидетельствуют о глубоко позитивном отношении населения |