качестве средства межнационального общения, расширяет доступ к достиже23 ниям науки, техники, отечественной и мировой культуры» . Следует отметить, что курс на распространение идей интернационализма давал положительные результаты. Это подтверждается многими данными, в том числе и представительным опросом населения, проведенным в 1973 г. Мордовской объединенной этносоциологической экспедицией. Полученные ответы свидетельствуют о глубоко позитивном отношении населения Мордовии к межнациональным контактам, которые носят повседневный, обычный, естественный характер, отличаясь особенной интенсивностью в городах. Например, на вопрос «Часто ли Вы общаетесь лично с людьми других национальностей, чем Ваша?», 97,2 % городской мордвы и 55,6 % сельской ответили: «Часто, ежедневно или почти ежедневно». А на вопрос «Влияет ли многонациональный состав на отношения в коллективе?» 83,4 % сельской мордвы, 93,1 % мордвы-горожан, 85,5 % сельских русских и 93,1 % русских-горожан ответили: «Национальный состав не имеет никакого значения для совместной работы»24. Достоверность приведенных данных подтверждается ответами на другой вопрос: «Имеет ли национальная принадлежность какое-либо значение при выборе близкого друга?» (см.: таблицу 3.1.2). 224 Таблица 3.1.2 Имеет ли национальная принадлежность какое-либо значение при выборе близкого друга? Село Го эод мордва русские мордва русские Да, пожалуй, это имеет известное значение 10,6 10,1 8,4 7,0 Это имеет какое-то значение, но, конечно, не главное 10,4 8,7 8,7 6,4 Нет, это не имеет никакого значения 79,0 81,2 82,9 86,6 * Таблица составлена по: Мокший, Н. Ф. Этническая история мордвы XIX XX века / Н. Ф. Мокшян. Саранск, 1977. С. 227. По мнению профессора Н. Ф. Мокшина, проанализировавшего результаты анкетирования, ответы обнаружили высокую и примерно одинаковую для мордвы и русских Мордовии степень выражения интернациона |
91 циональной политики было целенаправленное формирование национально-русского двуязычия среди нерусского населения. Распространение русского языка и формирование на этой базе двуязычия являлись одним из краеугольных камней всей советской культурной политики. Преданность этой задаче была красноречиво выражена, например, в обращении Л. И. Брежнева к участникам проводимой в 1979 г. Всесоюзной конференции «Русский язык язык дружбы и сотрудничества народов СССР»: «В условиях развитого социализма, когда экономика нашей страны превратилась в единый народнохозяйственный комплекс, возникла новая историческая общность советский народ, объективно возрастает роль русского языка как языка межнационального общения в строительстве коммунизма, воспитании нового человека. Свободное владение, наряду с родным, русским языком, добровольно принятым в качестве общего исторического достояния всеми советскими людьми, способствует дальнейшему упрочению политического, экономического и духовного единства советского народа»136. Политика распространения двуязычия, когда русскому языку отводилась роль языка межнационального общения для всех советских граждан, была снова подтверждена в программе партии 1986 г.: «И в дальнейшем будут обеспечиваться свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков. В то же время овладение наряду с языком своей национальности русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения, расширяет доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры»137. Следует отметить, что курс на распространение идей интернационализма давал положительные результаты. Это подтверждается многими данными, в том числе и представительным опросом населения, проведенным в 1973 г. Мордовской объединенной этносоциологической экспедицией. Полученные ответы свидетельствуют о глубоко позитивном отношении населения 92 Мордовии к межнациональным контактам, которые носят повседневный, обычный, естественный характер, отличаясь особенной интенсивностью в городах. Например, на вопрос «Часто ли Вы общаетесь лично с людьми других национальностей, чем Ваша?», 97,2 % городской мордвы и 55,6 % сельской ответили: «Часто, ежедневно или почти ежедневно». А на вопрос «Влияет ли многонациональный состав на отношения в коллективе?» 83,4 % сельской мордвы, 93,1 % мордвы -горожан, 85,5 % сельских русских и 93,1 % русских-горожан ответили: «Национальный состав не имеет ник-ап о кого значения для совместной работы» . Достоверность приведенных данных подтверждается ответами на другой вопрос: «Имеет ли национальная принадлежность какое-либо значение при выборе близкого друга?» (см.: таблицу 1.3.4). Таблица 1.3.4 Имеет ли национальная принадлежность какое-либо значение при выборе близкого друга? Село Го оод мордва русские мордва русские Да, пожалуй, это имеет известное значение 10,6 10,1 8,4 7,0 Это имеет какое-то значение, но, конечно, не главное 10,4 8,7 8,7 6,4 Нет, это не имеет никакого значения 79,0 81,2 82,9 86,6 * Таблица составлена на основе данных: М окш ий, Н. Ф. Этническая история мордвы XIX XX века / Н. Ф. Мокшин. Саранск, 1977. С. 227. По мнению профессора Н. Ф. Мокшина, проанализировавшего результаты анкетирования, ответы обнаружили высокую и примерно одинаковую для мордвы и русских Мордовии степень выражения интернационалистских установок не только в производственной сфере, но и в области интимных межличностных контактов. Изучение реального состояния этих контактов показало, что почти у половины мордвы-горожан (47,8 %) друзья русские. Небольшой процент таковых (4,3 %) у сельской мордвы |