ровано 83,8 % опрошенных, на производственную активность —75,7 %, на повышение образования 15,3 %, на соблюдение религиозных предписаний и достижение религиозного идеала 0,9 %' . По его подсчетам, процент людей, ориентирующихся на религиозный идеал (0,9), был ниже процента общей религиозности обследуемой совокупности (5,6) на 4,7 %2S. Е. М. Байков сделал вывод: «Изменение жизненных установок верующих говорит о растущей тенденции отхода от религии, о том, что принципы церковного верои нравоучения для многих верующих не являются регулирующими их поведение. У них формируются иные ценности жизни и культуры, другое понимание обязанностей и идеалов человека. Социальная активность таких людей из религиозной сферы все интенсивнее перемещается в сферу светскую, которая в свою очередь действует как ускоритель окончательного освобождения их духовного мира от пережитков прошлого»29. Ему вторил 1-1. Ф. Мокшин, писавший о кризисе религиозности: «Религиозные организации в нашей стране находятся в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис выражается в неуклонном сокращении воспроизводства религиозности в новых поколениях советского общества»30.' Верующих представляли малообразованными людьми. К примеру, уже упоминавшийся Е. М. Байков попытался определить зависимость образования от пола и отношения к религии (см.: таблица 3.1.3). Таблица 3.1.3 Зависимость образования от пола и отношения к религии (% к 226 численности каждой группы —100)* Образование Неверующие Верующие муж. жен. муж. жен. Среднее специальное 5,9 9,9 0,0 0.0 Среднее общее 4,3 9,2 0,0 0,0 Незаконченное среднее (8-9 кл.) 3,8 8,0 0,0 > >л Окончило семилетнюю (восьмилетнюю) школу 7,0 11,9 0,0 13,3 Начальное (4, 5,6 кл.) 18,6 11,5 3,3 40,0 Малограмотные 2,3 2,0 3,3 16,6 * Таблица составлена по: Байков Е. М. Религия и духовный мир человека. Социологический очерк / Е. М. Байков. —Саранск, 1972. С. 71. |
78 V 75,7 %, на повышение образования 15,3 %, на соблюдение религиозных предписаний и достижение религиозного идеала 0,9 % ,0\ По его подсчетам, процент людей, ориентирующихся на религиозный идеал (0,9), был ниже процента общей религиозности обследуемой совокупности (5,6) на 4,7 % 106, Е, М. Байков сделал вывод: «Изменение жизненных установок верующих говорит о растущей тенденции отхода от религии, о том, что принципы церковного всрои нравоучения для многих верующих не являются регулирующими их поведение. У них формируются иные ценности жизни и культуры, другое понимание обязанностей и идеалов человека. Социальная ак1 тивность таких людей из религиозной сферы все интенсивнее перемещается в сферу светскую, которая в свою очередь действует как ускоритель окончательного освобождения их духовного мира от пережитков прошлого»107. Ему вторил Н. Ф. Мокшин, писавший о кризисе религиозности: «Религиозные организации в нашей стране находятся в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис выражается в неуклонном сокращении воспроизводства религиозности в новых поколениях советского общества»108. Верующих представляли малообразованными людьми. К примеру, уже упоминавшийся Е. М. Байков попытался определить зависимость образования от пола и отношения к религии (см.: таблица 1.3.1). Таблица 1.3.1 Зависимость образовании от пола и отнош ения к религии (% к численност и каж дой группы = 100)* к , Образование Неверующие Верующие муж. жен. муж. жен. Среднее специальное 5,9 9,9 0,0 0,0 Среднее общее 4,3 9,2 0,0 0,0 Незаконченное среднее (8-9 кл.) 3,8 8,0 0,0 3,3 Окончило семилетнюю (восьмилетнюю) школу 7,0 11,9 0,0 13,3 Начальное (4, 5, 6 кл.) 18,6 П,5 3,3 40.0 |