В данной таблице четко прослеживается, во-первых, зависимость религиозности от образования, 63,2 % верующих относятся к числу малограмотных и окончивших 4 —6 классов школы, нет ни одного из них со средним образованием; во-вторых, мы наблюдаем «полное преимущество» «слабого» пола над «сильным». Просматривалась связь религиозности с полом. Так, этносоциологические исследования показали, что верующие составили около 40 % опрошенных, причем большая их часть (70 —85 %) —женщины31. Осмысливая ситуацию, Н. Ф. Мокшин и Е. Н. Мокшина писали: «Разумеется, явление .это не случайное. Оно обусловлено прикованностью женщин-мордовок (особенно домохозяек) к домашнему хозяйству, что не способствовало укреплению социальных связей, культурному росту. Предрасположенность женщин к религиозности было бы неправильно трактовать как нечто фатальное, оно коррелируется с их производственной квалификацией, перестройкой домашнего быта, обустройством детских ясель и садов, столовых, прачечных, водопровода, электрификацией, газификацией и телефонизацией села, с тем вниманием, какое уделяется вовлечению женщин в общественную жизнь, их образованию, культурному росту»32. Достаточно противоречивая ситуация сложилась в молодежной среде. В 1967 г. в Ичалковском районе МАССР, в основном в селе Ичапки, где имелась действующая церковь, Мордовским обкомом ВЛКСМ совместно с Мордовским опорным пунктом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС было проведено конкретно-социологическое исследование, посвященное изучению содержания, форм и методов воздействия религиозных организаций на молодежь. Объектом для исследования были взяты три учебных заведения Ичалковская средняя школа, Ичалковское педагогическое училище и Ксмлянский сельскохозяйственный техникум. Была заполнена 271 анкета (100 в средней школе учащимися одного 8-го класса, двух 9-х и одного 10го; 113 в педагогическом училище учащимися 1 и 2-го курсов по одной группе и 3-го курса две группы; 58 анкет заполнено учащимися Кемлянского • 227 |
Малограмотные 2,3 2,0 3,3 1 ___16,6 * Таблица составлена на основе данных: Байков Е. М. Религия и духовный мир человека. Социологический очерк/ Е. М. Байков. Саранск, 1972. С. 71. В данной таблице четко прослеживается, во-первых, зависимость религиозности от образования, 63,2 % верующих относятся к числу малограмотных и окончивших 4-6 классов школы, нет ни одного из них со средним образованием; во-вторых, мы наблюдаем «полное преимущество» «слабого» пола над «сильным». Просматривалась связь религиозности с полом. Так, этпосоциологические исследования показали, что верующие составили около 40 % опрошенных, причем большая их часть (70-85 %) —женщины109. Осмысливая ситуацию Н. Ф. Мокшин и Е. Н. Мокшина писали: «Разумеется, явление это не случайное. Оно обусловлено прикованностью женщин-мордовок (особенно домохозяек) к домашнему хозяйству, что не способствовало укреплению социальных связей, культурному росту. Предрасположенность женщин к религиозности было бы неправильно трактовать как нечто фатальное, оно коррелируется с их производственной квалификацией, перестройкой домашнего быта, обустройством детских ясель и садов, столовых, прачечных, водопровода, электрификацией, газификацией и телефонизацией села, с тем вниманием, какое уделяется вовлечению женщин в общественную жизнь, их образованию, культурному росту»110. Достаточно противоречивая ситуация сложилась в молодежной среде. В 1967 г. в Ичалковском районе МАССР, в основном в селе Ичалки, где имелась действующая церковь, Мордовским обкомом ВЛКСМ совместно с Мордовским опорным пунктом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС было проведено конкретно-социологическое исследование, посвященное изучению содержания, форм и методов воздействия религиозных организаций на молодежь. Объектом для исследования были взяты три 80 учебных заведения —Ичалковская средняя школа, Ичалковское педагогическое училище и Кемлянский сельскохозяйственный техникум. Была заполнена 271 анкета (100 в средней школе учащимися одного 8-го класса, двух 9-х и одного 10-го; 113 в педагогическом училище учащимися 1 и 2го курсов по одной группе и 3-го курса две группы; 58 анкет заполнено учащимися Кемлянского сельскохозяйственного техникума по одной группе с 1, 2, 3-го курсов). Исследование включало сбор и анализ документов местных партийных и комсомольских организаций по вопросам научно-атеистического воспитания, анонимное анкетирование учащейся молодежи с целью выявления ее отношения к религии и служителям культа, написание учащимися специально заданных анонимных сочинений на тему «Что я знаю о религии и ее служителях», беседы со священнослужителями, с верующими, анализ религиозных проповедей и др. Результаты обработки анкет по вопросу «Верите ли Вы в бога?» представлены в приводимой ниже таблице. Таблица 1.3.2 Религиозность в среде учащейся молодеж и МЛССР (на примере И чалновского района)* Верите ли Вы в бога? Средняя школа Педучилище Сельскохозяйственный техникум Итого Не верю 91 84 41 216 Не знаю 9 23 14 46 Верю в существование какой-то сверхъестественной силы 4 18 13 35 Да, верю 2 1 1 4 • * Таблица составлена на основе данных: Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972.С . 92. А . , |