сельскохозяйственного техникума по одной группе с 1, 2, 3-го курсов). Исследование включало сбор и анализ документов местных партийных и комсомольских организаций по вопросам научно-атеистического воспитания, анонимное анкетирование учащейся молодежи с целью выявления ее отношения к религии и служителям культа, написание учащимися специально заданных анонимных сочинений на тему «Что я знаю о религии и ее служителях», беседы со священнослужителями, с верующими, анализ религиозных проповедей и др. Результаты обработки анкет по вопросу «Верите ли Вы в бога?» представлены в таблице. Таблица 3.1.4 Религиозность в средеучащейся молодежи МАССР (на примере 228 Ичалковского района)* Верите ли Вы в бога? Средняя школа Педучилище Сельскохозяйственный техникум Итого Не верю 91 84 41 216 Не знаю 9 23 14 46 Верю в существование какой-то сверхъестественной силы 4 18 13 35 Да, верю 2 4 * Таблица составлена по: Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972. С. 92. Весьма интересны рассуждения студентки 1-го курса Ичалковского педагогического училища, которая при ответе на вопрос «Верите ли Вы в бога?» на особом листе написала: «Я не знаю, верю я в бога или нет, но я верю, что все же что-то есть. Мне никто не может объяснить, почему летают огненные шары. Учителя говорят, что это метеориты. Какие же это метеориты, эти шары летают перед домами. Я сама видела. Я много раз видела мертвецов. И видела тогда, когда никого не боялась, о мертвых не думала. Чем это объяснить? Религия не очень вредная, но иногда приносит людям много несчастья. Пусть люди верят, это ведь не что-то опасное и вредное. Служители здесь приносят больше вреда. Они запугивают население карами божьими. Вот ес |
80 учебных заведения —Ичалковская средняя школа, Ичалковское педагогическое училище и Кемлянский сельскохозяйственный техникум. Была заполнена 271 анкета (100 в средней школе учащимися одного 8-го класса, двух 9-х и одного 10-го; 113 в педагогическом училище учащимися 1 и 2го курсов по одной группе и 3-го курса две группы; 58 анкет заполнено учащимися Кемлянского сельскохозяйственного техникума по одной группе с 1, 2, 3-го курсов). Исследование включало сбор и анализ документов местных партийных и комсомольских организаций по вопросам научно-атеистического воспитания, анонимное анкетирование учащейся молодежи с целью выявления ее отношения к религии и служителям культа, написание учащимися специально заданных анонимных сочинений на тему «Что я знаю о религии и ее служителях», беседы со священнослужителями, с верующими, анализ религиозных проповедей и др. Результаты обработки анкет по вопросу «Верите ли Вы в бога?» представлены в приводимой ниже таблице. Таблица 1.3.2 Религиозность в среде учащейся молодеж и МЛССР (на примере И чалновского района)* Верите ли Вы в бога? Средняя школа Педучилище Сельскохозяйственный техникум Итого Не верю 91 84 41 216 Не знаю 9 23 14 46 Верю в существование какой-то сверхъестественной силы 4 18 13 35 Да, верю 2 1 1 4 • * Таблица составлена на основе данных: Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972.С . 92. А . , 81 Весьма интересны рассуждения студентки 1-го курса Ичалковского педагогического училища, которая при ответе на вопрос «Верите ли Вы в бога?» на особом листе написала: «Я не знаю, верю я в бога или нет, но я верю, что все же что-то есть. Мне никто не может объяснить, почему летают огненные шары. Учителя говорят, что это метеориты. Какие же это метеориты, эти шары летают перед домами. Я сама видела. Я много раз видела мертвецов. И видела тогда, когда никого не боялась, о мертвых не думала. Чем это объяснить? Религия не очень вредная, но иногда приносит людям много несчастья. Пусть люди верят, это ведь не что-то опасное и вредное. Служители здесь приносят больше вреда. Они запугивают население карами божьими. Вот если бы не было всех этих служителей церкви, то религия была бы совершенно безвредная. В народные приметы я тоже верю. Очень многие приметы сходятся. А люди, которые ворожить и гадать могут, разве не обладают сверхъестественной силой? Я святым апостолам не верю, а вот в » колдунов верю, потому что одна цыганка правильно мне сказала, когда умрет дядя, и все сошлось, даже такой смертью умер, какой она сказала. Так что религия приносит вред лишь в том, что люди под страхом, что бог накажет, могут совершить все плохое и хорошее»111. В ее рассуждениях просматривается связь религиозности со всем эмоциональнопсихологическим комплексом жизнедеятельности человека. Во второй половине 1960-х середине 1980-х гг. в массе рядовых верующих, как правило, отсутствовал интерес к идеологическим вопросам религии, ее предписаниям и толкованиям. Например, многие детали христианского вероучения о загробной жизни, воскрешении, основные догматы большинству верующих были неизвестны. Это явление признавали и сами священнослужители. Так, один из священников церкви архангела Михаила в с. Ичалки М. Н. Беляков, прослуживший в Мордовии более сорока лет, говорил: «Прорвалась плотина, потока не остановишь. Молодежь в церковь не приходит, приходит народ пожилой, и то |