ли бы не было всех этих служителей церкви, то религия была бы совершенно безвредная. В народные приметы я тоже верю. Очень многие приметы сходятся. А люди, которые ворожить и гадать могут, разве не обладают сверхъестественной силой? Я святым апостолам не верю, а вот в колдунов верю, потому что одна цыганка правильно мне сказала, когда умрет дядя, и все сошлось, даже такой смертью умер, какой она сказала. Так что религия приносит вред лишь в том, что люди под страхом, что бог накажет, могут совершить все плохое и хорошее»33. В ее рассуждениях просматривается связь религиозности со всем эмоционально-психологическим комплексом жизнедеятельности человека. Во второй половине 1960-х середине 1980-х гг. в массе рядовых верующих, как правило, отсутствовал интерес к идеологическим вопросам религии, ее предписаниям и толкованиям. Например, многие детали христианского вероучения о загробной жизни, воскрешении, основные догматы большинству верующих были неизвестны. Это явление признавали и сами священнослужители. Так, один из священников церкви архангела Михаила в с. Ичалки М. Н. Беляков, прослуживший в Мордовии более сорока лет, говорил: «Прорвалась плотина, потока не остановишь. Молодежь в церковь не приходит, приходит народ пожилой, и то больше по традиции. Можно сказать, что 90 % верующих не знает молитв, церковного учения». В одной из проповедей он сетовал: «Некоторые прихожане не умеют даже креститься крестятся всей ладонью, а так крестится сатана» . Не больше оптимизма содержалось и в словах священнослужителя церкви «Живоносный источник» с. Журавкино Г. Юркевича, который на заданный ему вопрос, не уменьшается ли число прихожан во вверенном ему приходе, без особого упования на будущее заметил: «На мой век хватит»35. Говоря о характере религиозности, ее специфике у мордвы, следует подчеркнуть, что ее верующая часть продолжала соблюдать не только православие, но и дохристианские верования и обряды, равно как и те, что возникли в результате синтеза этих религий. Некоторые верили в существование 229 |
81 Весьма интересны рассуждения студентки 1-го курса Ичалковского педагогического училища, которая при ответе на вопрос «Верите ли Вы в бога?» на особом листе написала: «Я не знаю, верю я в бога или нет, но я верю, что все же что-то есть. Мне никто не может объяснить, почему летают огненные шары. Учителя говорят, что это метеориты. Какие же это метеориты, эти шары летают перед домами. Я сама видела. Я много раз видела мертвецов. И видела тогда, когда никого не боялась, о мертвых не думала. Чем это объяснить? Религия не очень вредная, но иногда приносит людям много несчастья. Пусть люди верят, это ведь не что-то опасное и вредное. Служители здесь приносят больше вреда. Они запугивают население карами божьими. Вот если бы не было всех этих служителей церкви, то религия была бы совершенно безвредная. В народные приметы я тоже верю. Очень многие приметы сходятся. А люди, которые ворожить и гадать могут, разве не обладают сверхъестественной силой? Я святым апостолам не верю, а вот в » колдунов верю, потому что одна цыганка правильно мне сказала, когда умрет дядя, и все сошлось, даже такой смертью умер, какой она сказала. Так что религия приносит вред лишь в том, что люди под страхом, что бог накажет, могут совершить все плохое и хорошее»111. В ее рассуждениях просматривается связь религиозности со всем эмоциональнопсихологическим комплексом жизнедеятельности человека. Во второй половине 1960-х середине 1980-х гг. в массе рядовых верующих, как правило, отсутствовал интерес к идеологическим вопросам религии, ее предписаниям и толкованиям. Например, многие детали христианского вероучения о загробной жизни, воскрешении, основные догматы большинству верующих были неизвестны. Это явление признавали и сами священнослужители. Так, один из священников церкви архангела Михаила в с. Ичалки М. Н. Беляков, прослуживший в Мордовии более сорока лет, говорил: «Прорвалась плотина, потока не остановишь. Молодежь в церковь не приходит, приходит народ пожилой, и то 82 больше по традиции. Можно сказать, что 90 % верующих не знает молитв, церковного учения». В одной из проповедей он сетовал: «Некоторые прихожане не умеют даже креститься крестятся всей ладонью, а так крестится сатана»112. Не больше оптимизма содержалось и в словах священнослужителя церкви «Живоносный источник» с. Журавкино Г. Юркевича, который на заданный ему вопрос, не уменьшается ли число прихожан во вверенном ему приходе, без особого упования на будущее заметил: «На мой век хватит»1,3. Говоря о характере религиозности, ее специфике у мордвы, следует подчеркнуть, что ее верующая часть продолжала соблюдать не только православие, но и дохристианские верования и обряды, равно как и те, что возникли в результате синтеза этих религий. Некоторые верили в существование божеств воды (Ведява), леса (Вирява), дома (Кудава) и др. Например, жительница с. Волгапино М.Ф. Рябова (57 лет) рассказывала: «Когда девушка начинает тонуть, но всетаки не утонет, то надо бросать в воду кольца, серьги Ведяве. На Мокше есть такие места, где все время тонут. Я сама тонула. Меня точно кто хватал, все тело было в синяках»114. Соблюдение религиозной обрядности даже в 1960-х гг., в период значительной интенсификации антирелигиозной работы, в том числе резкой активизации кампании по формированию безрелигиозных обрядов, было достаточно велико. Так, по данным Ичалковского загса, в 1966 г. во всем районе умерло 396 человек, из них лишь двое не отиего в церкви; родился 731 человек, из них крещено 366115. О весьма прочном бытовании религиозных обрядов у мордвы свидетельствовали и газетные материалы. «Мокшанское население, отмечала, к примеру, республиканская газета «Мокшень правда», еще очень прочно связано с религиозными обрядами... Многие ходят в церковь, венчаются и крестят детей»116. Как писала одна из создателей и пропагандистов новой безрелигиозной обрядности в Мордовии директор республиканского научно-методического центра народного творчества и культпросвезработы Министерства кулыупы МАССР В. Г. Щербинкина, говоря о торжественной регистрации новорожден |