божеств воды (Ведява), леса (Вирява), дома (Кудава) и др. Например, жительница с. Волгапино М.Ф. Рябова (57 лет) рассказывала: «Когда девушка начинает тонуть, но все-таки не утонет, то надо бросать в воду кольца, серьги Ведяве. На Мокше есть такие места, где все время тонут. Я сама тонула. Меня точно кто хватал, все тело было в синяках»36. Соблюдение религиозной обрядности даже в 1960-х гг., в период значительной интенсификации антирелигиозной работы, в том числе резкой активизации кампании по формированию безрелигиозных обрядов, было достаточно велико. Так, по данным Ичалковского загса, в 1966 г. во всем районе умерло 396 человек, из них лишь двое не отпето в церкви; родился 731 человек, из них крещено Збб37. О весьма прочном бытовании религиозных обрядов у мордвы свидетельствовали и газетные материалы. «Мокшанское население, отмечала, к примеру, республиканская газета «Мокшень правда», еще очень прочно связано с религиозными обрядами... Многие ходят в цер38 ковь, венчаются и крестят детей» . Как писала одна из создателей и пропагандистов новой безрелигиозной обрядности в Мордовии директор республиканского научно-методического центра народного творчества и культпросветработы Министерства культуры МАССР В. Г. Щербинкина, говоря о торжественной регистрации новорожденных, для внедрения ее в быт «необходимо преодолеть примиренческое отношение некоторых молодых родителей к крещению детей»39. В обрядах, как правило, участвовали все верующие, а также немалое число лиц, отрицающих свою религиозность. В этом случае преобладающим объяснением являлась ссылка на традицию («Так принято, по традиции»). Так, из 30 верующих села Кишалы Атюрьевского района лишь восемь человек заявили о религиозном мотиве своего участи в религиозных обрядах и праздниках, остальные указали на влияние тради•10 ции . В советское время, особенно в 1960 1970-х гг., в СССР, в том числе и в Мордовской АССР, настойчиво велась работа по созданию и внедрению в быт народов новых, советских, безрелигиозных обрядов, «национальных по 230 |
82 больше по традиции. Можно сказать, что 90 % верующих не знает молитв, церковного учения». В одной из проповедей он сетовал: «Некоторые прихожане не умеют даже креститься крестятся всей ладонью, а так крестится сатана»112. Не больше оптимизма содержалось и в словах священнослужителя церкви «Живоносный источник» с. Журавкино Г. Юркевича, который на заданный ему вопрос, не уменьшается ли число прихожан во вверенном ему приходе, без особого упования на будущее заметил: «На мой век хватит»1,3. Говоря о характере религиозности, ее специфике у мордвы, следует подчеркнуть, что ее верующая часть продолжала соблюдать не только православие, но и дохристианские верования и обряды, равно как и те, что возникли в результате синтеза этих религий. Некоторые верили в существование божеств воды (Ведява), леса (Вирява), дома (Кудава) и др. Например, жительница с. Волгапино М.Ф. Рябова (57 лет) рассказывала: «Когда девушка начинает тонуть, но всетаки не утонет, то надо бросать в воду кольца, серьги Ведяве. На Мокше есть такие места, где все время тонут. Я сама тонула. Меня точно кто хватал, все тело было в синяках»114. Соблюдение религиозной обрядности даже в 1960-х гг., в период значительной интенсификации антирелигиозной работы, в том числе резкой активизации кампании по формированию безрелигиозных обрядов, было достаточно велико. Так, по данным Ичалковского загса, в 1966 г. во всем районе умерло 396 человек, из них лишь двое не отиего в церкви; родился 731 человек, из них крещено 366115. О весьма прочном бытовании религиозных обрядов у мордвы свидетельствовали и газетные материалы. «Мокшанское население, отмечала, к примеру, республиканская газета «Мокшень правда», еще очень прочно связано с религиозными обрядами... Многие ходят в церковь, венчаются и крестят детей»116. Как писала одна из создателей и пропагандистов новой безрелигиозной обрядности в Мордовии директор республиканского научно-методического центра народного творчества и культпросвезработы Министерства кулыупы МАССР В. Г. Щербинкина, говоря о торжественной регистрации новорожден ных, для внедрения ее в быт «необходимо преодолеть примиренческое отношение некоторых молодых родителей к крещению детей»11 . В обрядах, как правило, участвовали все верующие, а также немалое число лиц, отрицающих свою религиозность. В этом случае преобладающим объяснением являлась ссылка на традицию («Так принято, но традиции»). Так, из 30 верующих села Кишалы Атюрьевского района лишь восемь человек заявили о религиозном мотиве своего участи в религиозных обрядах и праздниках, остальные указали на влияние традиции518. В советское время, особенно в 19601970-х гг., в СССР, в том числе и в Мордовской АССР, настойчиво велась работа по созданию и внедрению в быт народов новых, советских, безрелигиозных обрядов, «национальных по форме, социалистических по содержанию». В Мордовии были открыты дома и дворцы бракосочетания, где в торжественной обстановке происходила не только регистрация браков, но и новорожденных. К примеру, в середине 1960-х гг. в Зубово-Полянском районе было зарегистрировано таких браков 48 из 70, а в 1978 г. по всей Мордовии 87 %; обряд торжественного имянаречения был совершен над 55 % родившихся детей"9. Имели место торжественные проводы в Советскую Армию, праздники зимы, весны, дни урожая, профессий. Издавалось немало литературы, в том числе методической, призванной способствовать внедрению новой обрядности, и отчасти обобщавшей проведенную в данном направлении работу7 , накопленный опыт120. Однако в этом деле было много формализма, показухи, кампанейщины, бравурности, не связанной с глубоким познанием и осмыслением исконных народных традиций, что в конечном итоге привело к ее затуханию. Руководство Мордовского ОК КПСС неоднократно выражало обеспокоенность низкими результатами атеистической работы с населением, ее слабой эффективностью и постоянно искало пути ее совершенствования. В докладе «XXIV съезд КПСС и задачи но усилению атеистического воспитания трудящихся» на республиканской научно-практической конференции «Проблемы по |