Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 231]

форме, социалистических по содержанию».
В Мордовии были открыты дома и дворцы бракосочетания, где в торжественной обстановке происходила не только регистрация браков, но и новорожденных.
К примеру, в середине 1960-х гг.
в
Зубово-Поляиском районе было зарегистрировано таких браков 48 из 70, а в 1978 г.
по всей Мордовии 87 %; обряд торжественного имянаречения был совершен над 55 % родившихся
детей41.
Имели место торжественные проводы в Советскую Армию, праздники зимы, весны, дни урожая, профессий.
Издавалось немало литературы, в том числе методической, призванной способствовать внедрению новой обрядности, и отчасти обобщавшей проведенную в данном направлении работу, накопленный
опыт42.
Однако в этом деле было много формализма, показухи, кампанейщины, бравурности, не связанной с глубоким познанием и осмыслением исконных народных традиций, что в конечном итоге привело к ее затуханию.
Руководство Мордовского ОК КПСС неоднократно выражало обеспокоенность низкими результатами атеистической работы с населением, ее слабой эффективностью и постоянно искало пути ее совершенствования.
В докладе «XXIV съезд КПСС и задачи
по усилению атеистического воспитания трудящихся» на республиканской научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности научно-атеистической пропаганды и материалистического воспитания трудящихся республики», проходившей в Саранске 11-12 ноября 1971 г., секретарь Мордовского обкома КПСС Н.
И.

Чиняев заявил, что в республике в довольно-таки значительной степени сохраняются религиозные пережитки, а некоторая часть населения находится под сильным влиянием религии и церкви.
«Мы не можем не учитывать того, говорил он, что на территории Мордовии функционируют 17 зарегистрированных православных церквей и одна мусульманская мечеть.
В них несут службу 22 священнослужителя, 12 псаломщиков (точнее сказать, псаломщиц).
В религиозных общинах 500 активистов церкви, из которых 200 являются платными.
В республике высока религиозная обрядность.
Особенно сильно развита церковная обрядность в Атяшевском,
Ардатовском, Ичалков231
[стр. 83]

ных, для внедрения ее в быт «необходимо преодолеть примиренческое отношение некоторых молодых родителей к крещению детей»11 .
В обрядах, как правило, участвовали все верующие, а также немалое число лиц, отрицающих свою религиозность.
В этом случае преобладающим объяснением являлась ссылка на традицию («Так принято, но традиции»).
Так, из 30 верующих села Кишалы Атюрьевского района лишь восемь человек заявили о религиозном мотиве своего участи в религиозных обрядах и праздниках, остальные указали на влияние традиции518.
В советское время, особенно в 19601970-х гг., в СССР, в том числе и в Мордовской АССР, настойчиво велась работа по созданию и внедрению в быт народов новых, советских, безрелигиозных обрядов, «национальных по форме, социалистических по содержанию».
В Мордовии были открыты дома и дворцы бракосочетания, где в торжественной обстановке происходила не только регистрация браков, но и новорожденных.
К примеру, в середине 1960-х гг.
в
Зубово-Полянском районе было зарегистрировано таких браков 48 из 70, а в 1978 г.
по всей Мордовии 87 %; обряд торжественного имянаречения был совершен над 55 % родившихся
детей"9.
Имели место торжественные проводы в Советскую Армию, праздники зимы, весны, дни урожая, профессий.
Издавалось немало литературы, в том числе методической, призванной способствовать внедрению новой обрядности, и отчасти обобщавшей проведенную в данном направлении работу7 , накопленный
опыт120.
Однако в этом деле было много формализма, показухи, кампанейщины, бравурности, не связанной с глубоким познанием и осмыслением исконных народных традиций, что в конечном итоге привело к ее затуханию.
Руководство Мордовского ОК КПСС неоднократно выражало обеспокоенность низкими результатами атеистической работы с населением, ее слабой эффективностью и постоянно искало пути ее совершенствования.
В докладе «XXIV съезд КПСС и задачи
но усилению атеистического воспитания трудящихся» на республиканской научно-практической конференции «Проблемы по

[стр.,84]

84 вышения эффективности научно-атеистической пропаганды и материалистического воспитания трудящихся республики», проходившей в Саранске 11-12 ноября 1971 г., секретарь Мордовского обкома КПСС Н.
И.

Чмняев заявил, что в республике в довольно-таки значительной степени сохраняются религиозные пережитки, а некоторая часть населения находится под сильным влиянием религии и церкви.
«Мы не можем не учитывать того, говорил он, что на территории Мордовии функционируют 17 зарегистрированных православных церквей и одна мусульманская мечеть.
В них несут службу 22 священнослужителя, 12 псаломщиков (точнее сказать, псаломщиц).
В религиозных общинах 500 активистов церкви, из которых 200 являются платными.
В республике высока религиозная обрядность.
Особенно сильно развита церковная обрядность в Атяшевском,
Ардатовеком, Ичалковском, Рузаевском и Темниковском районах.
В 1971 г.
в Ардатовском районе число окрещенных детей возросло на 20 % по сравнению с предыдущим годом и достигло 56%, а в Атяшевском 30,6 %, в Дубенском 27 %, в Рузаевском 22,5 %, в Торбеевском 20,8 % и в Ельниковском 16 %...
Совершенно нетерпимым является то, что в Торбеевском, Рузаевском, Атяшевском, Чамзинском районах захоронение почти всех умерших (99 %) производится по церковным обрядам.
Очень велика посещаемость церквей в дни религиозных праздников пасхи, крещения, троицы, рождества»*21.
В 1985-1986 гг.
НИИЯЛИЭ и Мордовский госунивсрситетим.
Н.П.
Огарева провели совместную этнографическую экспедицию по обследованию сельского населения Мордовии.
По выборке, репрезентативной для всей республики, было опрошено 2 тыс.
человек в 45 населенных пунктах (672 человека в 12 селениях мордвы-мокши, 528 человек в 8 населенных пунктах мордвы-эрзи, 600 человек в 21 русском селе, 200 человек в 4 татарских селах).
Обследование показало, что верующих в Мордовии достаточно много: 26,6 % мордвы-мокши, 11,6 % мордвы-эрзи, 12,7 % русских, 39,0 % татар.
По итогам этого опроса, 43,6 % мордвы-мокши справляли полный национальный свадебный обряд с венчанием, у мордвы-эрзи 25,8 %122.

[Back]