ском, Рузаевском и Темниковском районах. В 1971 г. в Ардатовском районе число окрещенных детей возросло на 20 % по сравнению с предыдущим годом и достигло 56 %, а в Атяшевском 30,6 %, в Дубенском 27 %, в Рузаевском 22,5 %, в Торбеевском 20,8 % и в Ельниковском —16 %... Совершенно нетерпимым является то, что в Торбеевском, Рузаевском, Атяшевском, Чамзинском районах захоронение почти всех умерших (99 %) производится по церковным обрядам. Очень велика посещаемость церквей в дни религиозных праздников пасхи, крещения, троицы, рождества»43. В 1985 1986 гг. НИИЯЛИЭ и Мордовский госуниверситет им. Н. П. Огарева провели совместную этнографическую экспедицию по обследованию сельского населения Мордовии. По выборке, репрезентативной для всей республики, было опрошено 2 тыс. человек в 45 населенных пунктах (672 человека в 12 селениях мордвы-мокши, 528 человек в 8 населенных пунктах мордвы-эрзи, 600 человек в 21 русском селе, 200 человек в 4 татарских селах). Обследование показало, что верующих в Мордовии достаточно много: 26,6 % мордвы-мокши, 11,6 % мордвы-эрзи, 12,7 % русских, 39,0 % татар. По итогам этого опроса, 43,6 % мордвы-мокши справляли полный национальный свадебный обряд с венчанием, у .мордвы-эрзи 25,8 %44. Несмотря на все усилия, КПСС не смогла устранить влияние религии как формы культуры, религиозные представления продолжали пронизывать повседневную эмпирическую жизнь человека, проявляясь в его поведении, быту. Таким образом, в целом, можно выделить ряд основных сущностных характеристик культурной политики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг. Культурная, политика представляла собой систему партийного руководства сферой культуры и искусства, деятельностью в этой области органов государственной власти и общественных организаций страны. Культура по-прежнему в соответствии с концепцией 1920 —1930-х гг. воспринималась как отрасль народного хозяйства, обслуживающая общественную идеологию. Практика управления в сфере культуры в немалой мере была обусловлена 232 |
84 вышения эффективности научно-атеистической пропаганды и материалистического воспитания трудящихся республики», проходившей в Саранске 11-12 ноября 1971 г., секретарь Мордовского обкома КПСС Н. И. Чмняев заявил, что в республике в довольно-таки значительной степени сохраняются религиозные пережитки, а некоторая часть населения находится под сильным влиянием религии и церкви. «Мы не можем не учитывать того, говорил он, что на территории Мордовии функционируют 17 зарегистрированных православных церквей и одна мусульманская мечеть. В них несут службу 22 священнослужителя, 12 псаломщиков (точнее сказать, псаломщиц). В религиозных общинах 500 активистов церкви, из которых 200 являются платными. В республике высока религиозная обрядность. Особенно сильно развита церковная обрядность в Атяшевском, Ардатовеком, Ичалковском, Рузаевском и Темниковском районах. В 1971 г. в Ардатовском районе число окрещенных детей возросло на 20 % по сравнению с предыдущим годом и достигло 56%, а в Атяшевском 30,6 %, в Дубенском 27 %, в Рузаевском 22,5 %, в Торбеевском 20,8 % и в Ельниковском 16 %... Совершенно нетерпимым является то, что в Торбеевском, Рузаевском, Атяшевском, Чамзинском районах захоронение почти всех умерших (99 %) производится по церковным обрядам. Очень велика посещаемость церквей в дни религиозных праздников пасхи, крещения, троицы, рождества»*21. В 1985-1986 гг. НИИЯЛИЭ и Мордовский госунивсрситетим. Н.П. Огарева провели совместную этнографическую экспедицию по обследованию сельского населения Мордовии. По выборке, репрезентативной для всей республики, было опрошено 2 тыс. человек в 45 населенных пунктах (672 человека в 12 селениях мордвы-мокши, 528 человек в 8 населенных пунктах мордвы-эрзи, 600 человек в 21 русском селе, 200 человек в 4 татарских селах). Обследование показало, что верующих в Мордовии достаточно много: 26,6 % мордвы-мокши, 11,6 % мордвы-эрзи, 12,7 % русских, 39,0 % татар. По итогам этого опроса, 43,6 % мордвы-мокши справляли полный национальный свадебный обряд с венчанием, у мордвы-эрзи 25,8 %122. Несмотря на все усилия КПСС не смогла устранить влияние религии как формы культуры, религиозные представления продолжали пронизывать повседневную эмпирическую жизнь человека, проявляясь в его поведении, быту. Одной из форм распространения коммунистической идеологии являлось стремление усилить роль КПСС в жизни социума. Представление о партии и ее роли в мире к началу 1970-х гг. определяло структуру социализации индивида. Рост человека от ребенка до взрослого это его рост к партии. Каждый проходил один и тот же путь: в возрасте 7-8 лет ребенка принимали в октябрята (первая идентификация с партией), подростка 10-12 лет в пионеры, молодой человек 14-16 лет вступал в комсомол, затем логически должно было следовать вступление в партию. Переход с одной ступени социализации на другую имел ритуальный характер, сопровождался проверками и испытаниями. Далеко не все доходили до самого конца, т.е. вступали в партию. Но когда это событие происходило, оно было равносильно инициации: индивид как бы превращался в равноправного взрослого члена общества. Нет нужды особо подчеркивать, как глубоко запечатлевались такие обряды в сознании молодого человека и сколь значительную роль они играли в формировании индивидуальной идентичности123. Поэтому даже независимо от индивидуального отношения к партии ее существование как института было крайне важным, поскольку позволяло сохранять единство и преемственность в биографическом развитии индивидов. Для одних партия играла роль точки отсчета: ее существование как бы показывало, насколько далеко от своего первоначального состояния ушел индивид, оставаясь в то же время самим собой. Для многих других, отнюдь не сознательных марксистов и коммунистов, партия играла роль центрального стержня, скрепляющего воедино всю индивидуальную биографию в целом, или, если выражаться более строго, роль идентификаци |