Проверяемый текст
Баймашкин, Камиль Альбертович; Власть и культура Мордовии в 1960 - середине 1980-х гг.: теория и практика управления (Диссертация 2007)
[стр. 234]

вавшая с незначительными организационными изменениями до конца 1980-х гг.
Главной специфической чертой советской системы управления культурой являлась ее двойная структура, т.е.
осуществление культурной политики велось при тесном взаимодействии партийных и государственных органов власти и управления.
Согласно
Конституции МАССР высшим органом государственной власти в республике являлся Верховный Совет Мордовской АССР46, который находился на вершине пирамиды органов управления социокультурной сферой региона.
При
нем в качестве вспомогательных органов работали постоянные комиссии, которые образовывались для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета МАССР.
По словам Председателя Президиума Верховного Совета МАССР А.
О.
Пиксаева,
«...они держат в поле зрения всю многогранную жизнь республики, важные народнохозяйственные задачи, вопросы культуры и активно содействуют их выполнению»47.
Одной из постоянных являлась комиссия, в сферу полномочий которой входили вопросы культурной политики.
Во
второй половине 1960-х —середине 1980-х гг.
она в разное время называлась по-разному: Комиссия по культуре, народному образованию и здравоохранению, Комиссия по народному образованию и культуре и, наконец, Комиссия по народному образованию, науке и культуре48.
Ее деятельность регулировалась «Положением о постоянных комиссиях Верховного совета МАССР» от 27 декабря 1968 г.49.
С незначительными изменениями и дополнениями данное положение сохраняло силу на протяжении всего рассматриваемого в диссертационном исследовании периода.
Все основные управленческие функции комиссии по народному образованию, науке и культуре можно разделить на два блока: законотворческий и контрольно-ревизионный,
что достаточно четко было прописано в ст.
2 Положения50.
В целом, работа постоянной комиссии по народному образованию, науке и культуре строилась на принципах гласности и открытости.
В частности это было закреплено в ст.
36.
В
ней говорилось: «Постоянные ко234
[стр. 87]

двойная структура, т.е.
осуществление культурной политики велось при тесном взаимодействии партийных и государственных органов власти и управления.
Согласно
ст.
19.
Конституции МАССР «Высшим органом государственной власти
Мордовской АССР является Верховный Совет Мордовской АССР»4.
Кроме того, он являлся единственным законодательным органом Республики.
Исходя из этого ВС МАССР как орган государственной власти находился на вершине пирамиды органов управления социокультурной сферой региона.
При
Верховном Совете в качестве вспомогательных органов работали постоянные комиссии, которые образовывались для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета МАССР, а также для содействия в реализации его решений и контроля за деятельностью государственных органов.
Вот как оценил значение постоянных комиссий Председатель Президиума Верховного Совета МАССР А.О.
Пиксаев
в своем выступлении на XXVI съезде КПСС: «Постоянные комиссии как раз и являются той организационной формой работы, которая позволяет вовлекать депутатов и широкий актив в повседневную деятельность Советов.
Роль постоянных комиссий Советов в последнее время заметно возросла, чему способствовало законодательное закрепление правового положения этих органов в Конституциях СССР, РСФСР и Мордовской АССР, а также настойчивое совершенствование их практики...
Они держат в поле зрения всю многогранную жизнь республики, важные народнохозяйственные задачи, вопросы культуры и активно содействуют их выполнению.

После принятия новых Конституций постоянные комиссии усилили контроль за работой министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, строительных организаций, учреждений, колхозов и совхозов по выполнению решений Коммунистической партии и Советского государства, а также собственных рекомендаций.
О масштабах их деятельности свидетельствует тот факт, что почти 70 процентов вопросов, 87

[стр.,88]

обсуждаемых на сессиях Верховного Совета и местных Советов народных депутатов, подготавливаются при их непосредственном участии»5.
Одной из постоянных комиссий, действовавших при Верховном Совете МАССР, являлась комиссия, в сферу полномочий которой входили вопросы культурной политики.
В
1960 начале 1980 гг.
данная комиссия в разное время называлась по-разному: Комиссия по культуре, народному образованию и здравоохранению, Комиссия по народному образованию и культуре и наконец, Комиссия по народному образованию, науке и культуре.
В разное время ее возглавляли Николай Сергеевич Клеянкин, Александр Михайлович Умняшкин, Иван Семенович Цыганок6.
Деятельность Комиссии по народному образованию, науке и культуре регулировалась «Положением о постоянных комиссиях Верховного совета МАССР» от 27 декабря 1968 г.7 С незначительными изменениями и дополнениями данное положение сохраняло силу на протяжении всего рассматриваемого в диссертационном исследовании периода.
Все основные управленческие функции комиссии по народному образованию, науке и культуре можно разделить на два блока: законотворческий и контрольно-ревизионный.

В частности эти функции регулировались ст.
2 Положения, в котором отмечалось, что «Основными задачами постоянных комиссий Верховного Совета Мордовской АССР являются: разработка предложений для рассмотрения Верховным Советом Мордовской АССР или его Президиумом; подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Верховного Совета Мордовской АССР и его Президиума; содействие государственным органам и организациям, а также депутатам Верховного Совета Мордовской АССР в их работе по осуществлению законов Мордовской АССР и иных решений Верховного Совета Мордовской АССР и его Президиума; контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и

[стр.,89]

ведомств Мордовской АССР, других республиканских организаций, а также местных государственных органов и организаций по проведению в жизнь Конституции СССР, Конституции РСФСР и Конституции Мордовской АССР, законов СССР, законов РСФСР и законов Мордовской АССР, иных решений Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета! Мордовской АССР, Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета Мордовской АССР; контроль за деятельностью расположенных на территории Мордовской АССР предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Мордовской АССР; содействие в осуществлении контроля за рассмотрением и реализацией государственными и общественными органами, должностными лицами предложений и замечаний депутатов, высказанных на сессиях Верховного Совета Мордовской АССР, а также за выполнением наказов избирателей депутатам по вопросам, относящимся к ведению органов Мордовской АССР»8.
В целом, работа постоянной Комиссии по народному образованию, науке и культуре строилась на принципах гласности и открытости.
В частности это было закреплено в ст.
36.
в
которой декларировалось «Постоянные комиссии Верховного Совета Мордовской АССР информируют общественность о своей деятельности.
На заседаниях постоянных комиссий, их подготовительных комиссий и рабочих групп могут приглашаться представители органов печати, телевидения, радио и других средств массовой информации.
Сообщения о работе постоянных комиссий публикуются в газете «Советская Мордовия» и других республиканских газетах»9.
Таким образом, Комиссия по народному образованию, науке и культуре Верховного Совета Мордовской АССР представляла собой подразделение высшего законодательного органа власти Республики, осуществлявшее

[Back]