высокие требования к подбору, выдвижению и воспитанию кадров. На руководящие посты должны выдвигаться работники, преданные идеям коммунизма, хорошо знающие своё дело, постоянно связанные с массами, умеюи ? щие организовать их на выполнение стоящих задач» . Труд кадров аппарата управления культурой считался высококвалифицированным. От уровня знаний и умений работников партийного и советского аппарата, принимавших важные решения, касающиеся культурной жизни республики в значительной степени зависело то, в каком направлении и насколько активно будет развиваться культура МАССР. Руководящие партийные, советские и хозяйственные работники обучались на постоянно действующих курсах при обкоме КПСС84. Учитывая ответственную роль работников культуры в жизни республики, партийные органы Мордовии уделяли особое внимание идеологическому воспитанию специалистов. Вопросы идейно-политического воспитания специалистов, формирования у них материалистического мировоззрения, понимания политики компартии регулярно обсуждались на заседаниях бюро и пленумах областного комитета, городских и районных комитетов партии. Богатый опыт работы с интеллигенцией имел Атяшевский райком КПСС. Здесь стало традицией проведение районных конференций интеллигенции, значительную долю которой составляли работники культуры района, где обсуждаются актуальные проблемы, связанные с деятельностью специалистов. Основная масса работников культуры привлекалась в ряды КПСС. К концу 1960-х гг. в партии состоял каждый третий учитель Мордовской АССР85. Отличительной особенностью советского периода истории культуры вообще и периода второй половины 1960-х середины 1980-х гг. в частности является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизныо общества. Марксизм-ленинизм представлялся абсолютной истиной, которую должны воспринимать все, а кто с этим не согласен, того надо перевоспитывать или изолировать от общества. Государство финансировало все отрасли культуры: 244 |
годах в республике проводился эксперимент по централизации руководства клубными учреждениями, смысл которого сводится к объединению кадров, материальных и финансовых средств всех учреждений культуры в зоне обслуживания на территории сельского Совета. Предполагалось, что централизованные клубные системы и культурные комплексы республики (их в 1982 г. насчитывалось 196, а к 1985 г. — около 360) способны были проводить крупные комплексные мероприятия: агитационнопропагандистские, художественно-литературные, театрализованные представления и праздники, причем не только в крупных населенных пунктах, на центральных усадьбах, но и в малых отдаленных деревнях и поселках49. В системе Министерства культуры в начале 1980-х гг. работало 598 массовых библиотек и около 820 клубных учреждений, из них 328 сельских клубов50. XXIII съезд Коммунистической партии СССР поставил перед партийными организациями задачу — улучшать дело расстановки и воспитания кадров народного хозяйства и культуры. В резолюции XXIII съезда партии было указано, что «всевозрастающие масштабы и сложность задач коммунистического строительства предъявляют более высокие требования к подбору, выдвижению и воспитанию кадров. На руководящие посты должны выдвигаться работники, преданные идеям коммунизма, хорошо знающие своё дело, постоянно связанные с массами, умеющие организовать их на выполнение стоящих задач»51. Труд кадров аппарата управления культурой считался высококвалифицированным. От уровня знаний и умений работников партийного и советского аппарата, принимавших важные решения касающиеся культурной жизни республики в значительной степени зависело то в каком направлении и насколько активно будет развиваться культура Мордовской АССР. Руководящие партийные, советские и хозяйственные работники обучались на постоянно действующих курсах при обкоме КПСС, часть кадров прошла 105 переподготовку на курсах ВПШ при ЦК КПСС и Горьковской высшей партийной школе52. Рассматривая систему партийной учебы и политического просвещения A.Э. Зусин справедливо отмечает особую роль этой системы в совмещении марксистской идеологии и культурной политики.53 В 1970-е гг. были осуществлены меры по улучшению организации и содержания партийной учебы, обеспечивалась последовательность в изучении теории, истории и политики партии, усилилось внимание к изучению экономических наук. К началу 1971 г. в системе партийного образования занимались более 78 тыс. человек, в том числе около 60 тыс. коммунистов. Также была расширена экономическая подготовка кадров. Вопросы экономической теории изучали 37 % слушателей различных форм политического просвещения. Учебную работу вели более 3 тыс. пропагандистов. Наиболее широкий размах в партийных организациях республики приобрела пропаганда теоретических основ марксизма-ленинизма в период подготовки и проведения 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и 100-летия со дня рождения B. И. Ленина. В 1970-е гг. зародилась новая организационная форма партийнополитической информации — институт политинформаторов, в составе которого работали более 600 руководителей предприятий и организаций, колхозов и совхозов, около 1,5 тыс. специалистов промышленности и сельского хозяйства, свыше 4 тыс. учителей. С их помощью партийные организации регулярно информировали коммунистов и население о важнейших событиях в стране и за рубежом, о позиции КПСС и советского правительства54. Учитывая ответственную роль работников культуры в жизни республики, партийные органы Мордовии уделяли особое внимание идеологическому воспитанию специалистов. Вопросы идейно-политического воспитания специалистов, формирования у них материалистического мировоззрения, понимания политики компартии регулярно обсуждались на 106 заседаниях бюро и пленумах областного комитета, городских и районных комитетов партии. Богатый опыт работы с интеллигенцией имел Атяшевский райком КПСС. Здесь стало традицией проведение районных конференций интеллигенции, значительную долю которой составляли работники культуры района, где обсуждаются актуальные проблемы, связанные с деятельностью специалистов. Практиковались и другие формы работы по воспитанию и активизации работников культуры. Основная масса работников культуры привлекалась в ряды Коммунистической партии. К концу 1960-х гг. в партии состоял каждый третий учитель Мордовской АССР55. Школой политического воспитания в духе коммунизма у молодежи являлся комсомол. К началу 1990-х гг. через комсомол проходила почти вся молодежь Мордовии. В 1970 г. Мордовская комсомольская организация насчитывала в своих рядах более 100 тысяч молодых людей, из которых около 40 тысяч были заняты непосредственно в сфере материального производства. Роль ВЛКСМ в общественно-политической жизни была огромна. Комсомольцы выступали активными проводниками директив партии в области хозяйственного и культурного строительства и в политической жизни республики. Сам факт вступления в комсомол, и особенно активная работа в нем, выступали показателем участия молодых людей в общественнополитической и культурной жизни страны. Таким образом, в 1960-1980 гг. окончательно сложились основные институты управления культурой и система распространения коммунистической идеологии, главной целыо которых было стремление усилить роль партии в жизни социума. Реализацию данной цели можно проследить на примере социокультурной социализации советского человека. Представление о КПСС и ее значении в мире к началу 1970-х гг. определяло структуру социализации индивида. Каждый проходил один и тот же путь: в возрасте 7—8 лет ребенка принимали в октябрята (первая идентификация с партией), 10—12 — в пионеры, в 14—16 лет — в комсомол. Затем логически должно было следовать вступление в партию. Переход с 107 |