Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 247]

В.
К.
Радаев писал: «Когда закончил исправления и представил в издательство для полного издания, директор издательства Московкин Я.
Д.
заявил, что пока не выяснен вопрос народное
это произведение или авторское, издательство в план его не включит»86.
В 1969 г.
по инициативе издательства и правления СП МАССР Мордовский обкомом КПСС и Советом Министров МАССР была создана комиссия из писателей и ученых, которой было поручено определить авторство «Сияжара».
Комиссия признала, что «Сияжар» эпическая поэма, написанная В.
К Радаевым по мотивам мордовского фольклора.
Она рекомендовала издать
«Сияжар» на русском, эрзянском и мокшанском языках в течение 1970-1974 гг.
На этом основании
20 октября 1969 г.
было вынесено постановление Мордовского обкома КПСС и Совета Министров МАССР об издании эпической поэмы «Сияжар» на эрзянском, мокшанском и русском языках.
Однако издательство не включило поэму в план 1970 г., а затем 1971 г.
В.
К.
Радаев был вынужден в сентябре 1971 г.
обратиться в правление СП МАССР с заявлением о признании произведения «Сияжар» его авторской эпической поэмой и об оказании содействия в
изда87 нии этой поэмы .
Лишь после этого были предприняты реальные шаги по изданию поэмы «Сияжар» и увидел свет ее конечный вариант.
В
данной ситуации партийные и государственные органы республики выступили в качестве своеобразных третейских судей, подтолкнувших представителей писательского сообщества к итоговому решению.
Во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.

власть
и творческая интеллигенция действовали в четком взаимодействии: власть продуцировала новые общественные ориентиры, давала им идеологическое обоснование, а представители интеллектуальной элиты проводили их в народ.
При этом интеллигенция не имела ни возможности, ни права предлагать свой анализ новых ценностей.
Власть тщательно следила не столько за созданием культурных текстов (так как производила их сама), сколько за процессом их представления интеллигенцией народным массам.
[стр. 203]

203 в приводимой ниже таблице.
Таблица 3.1.1 Выпуск книж ной продукции в Мордовской АССР во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
*
1965 1970 1975 1980 1985 Число книг и брошюр, ед.
149 131 126 160 140 Годовой тираж, тыс.экз.
746 750 1437 1894 1120 * Таблица составлена на основе данных: Мордовии 70 лет.
Юбил.
стат.сборник.
Саранск, 1999.
С.
80.
По данным В.
Л.
Житаева, только за одно десятилетие (1960-1970 гг.) в Мордовии было издано 1800 наименований литературы, общий тираж которых составил более 8 млн.
экземпляров.
С 1976 г.
по 1980 г.
Мордовское книжное издательство выпустило более 140 наименований книг, из них 12 романов, 21 повесть, 28 сборников рассказов и 52 сборника стихотворений и поэм23.
За количественными показателями скрывались порой достаточно драматичные ситуации.
В 1960 г.
в сокращенном виде была издана эпическая поэма В.
К.
Радаева «Сияжар», вызвавшая массу положительных отзывов.
Одновременно было указано на определенные недостатки, которые были устранены в ходе последующих доработок.
В исправленном виде произведение было представлено в Мордовское книжное издательство, однако при этом возникли вопросы по поводу авторства.
Сам В.
К.
Радаев писал: «Когда закончил исправления и представил в издательство для полного издания, директор издательства Московкин Я.
Д.
заявил, что пока не выяснен вопрос народное
эго произведение или авторское, издательство в план его не включит»24.
В 1969 г.
по инициативе издательства и правления СП МАССР Мордовский обкомом КПСС и Советом Министров МАССР была создана комиссия из писателей и ученых, которой было поручено определить авторство «Сияжара».
Комиссия признала, что «Сияжар» эпическая поэма, написанная В.
К.
Радаевым по мотивам мордовского фольклора.
Она рекомендовала издать


[стр.,204]

204 к «Сияжар» на русском, эрзянском и мокшанском языках в течение 1970'1974 гг.
На этом основании
этого 20 октября 1969 г.
было вынесено постановление Мордовского обкома КПСС и Совета Министров МАССР об издании эпической поэмы «Сияжар» на эрзянском, мокшанском и русском языках.
Однако издательство не включило поэму в план 1970 г., а затем 1971 г.
В.
К.
Радаев был вынужден в сентябре 1971 г, обратиться в правление СП МАССР с заявлением о признании произведения «Сияжар» его авторской эпической поэмой и об оказании содействия в
издании этой поэмы .
Лишь после этого были предприняты реальные шаги по изданию поэмы «Сияжар» и увидел свет ее конечный вариант.
Весьма
сложным являлся вопрос об издании книг на мордовских (мокша и эрзя) языках.
По данным финского исследователя С.
Лаллукки, в 1970 г.
на них было издано только 12 книг и брошюр в расчете на душу населения (среднее число экземпляров на 100 человек, считающих данный язык родным), в 1979 г.
1126.
Ые оспаривая этих подсчетов, отметим скудость и противоречивость существующей статистики.
На это обращал внимание, кстати говоря, известный венгерский исследователь финно-угорских литератур П.
Домокош: «Очень легко заблудиться в море изданных по самым различным поводам и юбилеям альбомов, статистических сведений, графиков, но среди них очень мало таких, котот рые и в самом деле несут важную информацию»27.
Литература как форма культуры развивалась во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
в
соответствующих кулыурио-идсологических условиях, что наложило соответствующий отпечаток на ее роль и место в региональном социокультурном развитии.
3.2.
С редства м ассовой инф орм ации, радио и телевидение Средства массовой коммуникации как каналы распространения культуры и рештизации культурной политики образуют комплекс, который оказывает существенное воздействие на формирование картины мира и региональную со

[Back]