Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 256]

агитационно-пропагандистские, художественно-литературные, театрализованные представления и праздники, причем не только в крупных населенных пунктах, но и в отдельных деревнях и малых поселках.
Однако, если рассматривать позитивные сдвиги в социокультурной среде не усредненно, а с точки зрения оснащенности ее компонентами конкретно взятых районов, населенных пунктов, а тем более отдельно взятых их жителей, то ситуация будет выглядеть значительно менее отрадно.
Так, к середине 1980-х гг.
в 550 сельских поселениях из 1420, что составляло 39 %, стационарные клубные учреждения отсутствовали, в том числе в 247 поселениях с числом жителей до 50 человек, в 184 —до 1000 человек, 90 до 200, 1 8 до 500 и в 11 1000
человек и выше.
В ряде мест имевшиеся клубные
учреждения были малопригодны или совсем непригодны для эксплуатации, например, в Дубенском районе доля таковых составляла 48 %, в Инсарском 25 %, Ковылкинском 9 %.
Более 40 % опрошенных клубных работников села указали на необходимость пополнить Дома культуры музыкальными инструментами, видеомагнитофонными комплексами, студийными магнитофонами, кино-и фотоаппаратурой, лишь 19,6 % респондентов были удовлетворены материально-технической базой своего клубного учреждения.
Еще более тревожная ситуация сложилась с обеспеченностью клубов квалифицированными кадрами: из 1248 сельских культпросветработников только 3 %
имели высшее образование, в том числе 1,4 % специальное; 30,6 % среднее специальное; а 66,4 % не имели итакового98.
Естественно, как правило, содержание работы таких культпросветработников было примитивным, в нем не находили отражения резко изменившиеся возрастной состав сельчан, их психология, уровень образования, возросшее влияние средств массовой коммуникации на этнокультурную среду.
Не меньшую озабоченность вызывало и то, что работа многих
культлросветучреждений была ориентирована лишь на пассивного зрителя.
Очень мало примеров, когда бы культпросветучреждения являлись очагами сохранения и дальнейшего развития народных традиций творчества, тогда как, по
256
[стр. 222]

222 ^ .
сельской местности.
Для сравнения по В олго-Вятскому региону, куда входила М А СС Р, соответственно 1500 и 600 человек, по РСФСР -2 4 0 0 и 700, т.
е.
обеспеченность населения Мордовии клубными учреждениями несколько лучше, чем по Российской федерации56.
Новацией начала 1980-х гг.
явилось создание в ряде центральных колхозно-совхозных усадеб централизованных клубных систем.
О бъединив свои кадры , м атериальны е и финансовые средства в зоне обслуживания, они получили более благоприятные возможности проводить комплексные мероприятия: агитационно-пропагандистские, художественно-литературны е, театрализованны е представления и праздники, а причем не только в крупны х населенны х пунктах, но и в отдельных деревнях и малых поселках.
Однако, если рассматривать позитивные сдвиги в социокультурной среде не усредненно, а сточки зрения оснащенности ее компонентами конкретно взятых районов, населенных пунктов, а тем более отдельно взяты х их жителей, то ситуация будет выглядеть значительно м енее отрадно.
Так, к середине 1980-х гг.
в 550 сельских поселениях из 1420, что составляло 39 %, стационарные клубные учреждения отсутствовали, в том числе в 2 4 7 п о се л ен и я х с чи сл о м ж и т е л е й до 50 ч е л о в е к , в 18 4 д о 1000 человек, 90 до 200, 1 8 до 500 и в 1 1 1
ООО человек и выше.
В ряде мест имевш иеся клубные
учреж4-.
дения были малопригодны или совсем непригодны для эксплуатации, например, в Дубенском районе доля таковых составляла 48 % , в И нсарском 25 %, К овы лкинском 9 %.
Болес 40 % опрош енны х клубны х работников села указали на необходимость пополнить Д ома культуры музыкальными инструментами, видеомагнитофонными комплексами, студийными магнитофонами, кино-н фотоаппаратурой, лишь 19,6 % респондентов были удовлетворены материально-технической базой своего клубного учреждения.
Еще более тревожная ситуация слож илась с обеспеченностью клубов квалифицированными кадрами: из 1248 сельских культпросветработников только 3 %
имеи выст ■ шее образование, в том числе 1,4 % специальное; 30,6 % среднее специ

[стр.,223]

алыюе; a 66,4 % —не имели и такового .
Естественно, как правило, содержание работы таких культпросветработников было примитивным, в нем не находили отражения резко изменившиеся возрастной состав сельчан, их психология, уровень образования, возросшее влияние средств массовой коммуникации на этнокультурную среду.
Не меньшую озабоченность вызывало и то, что работа многих
культпросветучреждений была ориентирована лишь на пассивного зрителя, потребителя культуры.
Очень мало примеров, когда бы культпросветучреждения являлись очагами сохранения и дальнейшего развития народных традиций творчества, тогда как, по
справедливой оценке В.
В.
Пименова, человек «должен не только потреблять те или иные формы культуры, но также быть причастным, хотя бы в малой степени, к ее созданию, воспроизведению, словом, как-то реализовать свою творческую потенцию»58.
Инертность досуговой деятельности сельчан усугублялась слабой работой культурнопросветительных учреждений.
По данным профессора В.
А.
Балашова, более 50 % молодежи и около 95 % людей среднего и старшего возраста сельский клуб оставляет пассивными слушателями и зрителями, не вовлекает' в самодеятельное творчество.
Для более объективного выявления причин такого явления им были опрошены жители мордовского села Новые Выселки Зубово-Полянского района.
Результаты опроса представлены в приводимой ниже таблице.
Таблица 3.3.4 Основные причины малой активности ж ит елей села Мордовии в сфере досуга в середине 1980-х гг.
* Основные причина неучастия в работе ДК Всего опрошенных, % Возраст опрошенных до 30 лет 31-50 51 и более Есть желание, но нет времени 36,1 21,6 50,3 36,6 Работа клуба скучна, неинтересна 27,8 25,6 35,3 22,6 Нет ни желания, ни времени 17,5 14,3 19,3 20,0

[Back]