Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 257]

справедливой оценке В.
В.
Пименова, человек «должен не только потреблять те или иные формы культуры, но также быть причастным, хотя бы в малой степени, к ее созданию* воспроизведению, словом, как-то реализовать свою творческую
потенцию»99.
Инертность досуговой деятельности сельчан усугублялась слабой работой культурно-просветительных учреждений.
По данным профессора В А.
Балашова, более 50 % молодежи и около 95 % людей среднего и старшего возраста сельский клуб оставляет пассивными слушателями и зрителями, не вовлекает в самодеятельное творчество.
Для более объективного выявления причин такого явления им были опрошены жители мордовского села Новые Выселки Зубово-Полянского района.
Результаты опроса представлены в
таблице.
257 Таблица 3.3.4 Основные причины малой активности жителей села Мордовии в сфере ____ досуга в середине 1980-х гг.
*_____________________ Основные причина неучастия в работе ДК Всего опрошенных, % Воз заст опрошенных до 30 лет 31-50 5 ! и более Есть желание, но нет времени 36,1 21,6 50,3 36,6 Работа клуба скучна, неинтересна 27,8 25,6 35,3 22,6 Нет ни желания, ни времени 17,5 14,3 19,3 20,0 Нет интересующего в клубе занятия П,5 16,0 9,9 .
5,4 Мог бы участвовать но не привлекают 6,4 9,6 5,2 ' 4,5 * Таблица составлена
по: Балашов, В.
А.
Бытовая культура мордвы: традиции и современность /
В.
А.
Балашов.
Саранск, 1992.
С.
234.
Несмотря на недостатки, трудно переоценить роль клубных учреждений в удовлетворении культурных потребностей сельчан, в организации разумного отдыха, развлечений, в целом общественного быта.
Клубы и Дома культуры на селе в большинстве своем пользовались большой популярностью.
Проводимые ими мероприятия
собирали немало посетителей.
Так, на 11 тысячах тематических вечеров, устных журналов, диспутов, организованных в 1984 г.
в сельских клубах и Домах культуры, участвовало 980 тысяч человек, 2 млн.
152 тысячи сельчан прослушали более 29 тысяч лекций и докладов на актуальные общественно-политические, естественнонаучные, сельскохозяйственные и другие темы, около 1,5 млн.
зрителей побывало на
[стр. 223]

алыюе; a 66,4 % —не имели и такового .
Естественно, как правило, содержание работы таких культпросветработников было примитивным, в нем не находили отражения резко изменившиеся возрастной состав сельчан, их психология, уровень образования, возросшее влияние средств массовой коммуникации на этнокультурную среду.
Не меньшую озабоченность вызывало и то, что работа многих культпросветучреждений была ориентирована лишь на пассивного зрителя, потребителя культуры.
Очень мало примеров, когда бы культпросветучреждения являлись очагами сохранения и дальнейшего развития народных традиций творчества, тогда как, по справедливой оценке В.
В.
Пименова, человек «должен не только потреблять те или иные формы культуры, но также быть причастным, хотя бы в малой степени, к ее созданию, воспроизведению, словом, как-то реализовать свою творческую
потенцию»58.
Инертность досуговой деятельности сельчан усугублялась слабой работой культурнопросветительных учреждений.
По данным профессора В.
А.
Балашова, более 50 % молодежи и около 95 % людей среднего и старшего возраста сельский клуб оставляет пассивными слушателями и зрителями, не вовлекает' в самодеятельное творчество.
Для более объективного выявления причин такого явления им были опрошены жители мордовского села Новые Выселки Зубово-Полянского района.
Результаты опроса представлены в
приводимой ниже таблице.
Таблица 3.3.4 Основные причины малой активности ж ит елей села Мордовии в сфере
досуга в середине 1980-х гг.
* Основные причина неучастия в работе ДК Всего опрошенных, % Возраст
опрошенных до 30 лет 31-50 51 и более Есть желание, но нет времени 36,1 21,6 50,3 36,6 Работа клуба скучна, неинтересна 27,8 25,6 35,3 22,6 Нет ни желания, ни времени 17,5 14,3 19,3 20,0

[стр.,224]

224 Нет интересующего в клубе занятия 11,5 16,0 9,9 5,4 Мог бы участвовать но не привлекают 6,4 9,6 5,2 4,5 * Таблица составлена на основе данных: Балашов В.
Л.
Бытовая культура мордвы: традиции и современность.

Саранск, 1992.
С.
234.
Как видно из таблицы, свою пассивность респонденты объясняли, прежде всего, недостатком свободного времени (36,1 %) и малосодержательной работой клубных учреждений (27,2 %), 17,5 % жителей не имели ни желания, ни времени участвовать в работе клуба, а 11,5 % свою пассивность объясняли отсутствием в клубе занятия, которое бы их интересовало.
Несмотря на недостатки, трудно переоценить роль клубных учреждений в удовлетворении культурных потребностей сельчан, в организации разумного отдыха, развлечений, в целом общественного быта.
Клубы и Дома культуры на селе в большинстве своем пользовались большой популярностью.
Проводимые ими мероприятия,
как правило, собирали немало посетителей.
Так, на 11 тысячах тематических вечеров, устных журналов, диспутов, организованных в 1984 г.
в сельских клубах и Домах культуры, участвовало 980 тысяч человек, 2 млн.
152 тысячи сельчан прослушали более 29 тысяч лекций и докладов на актуальные общественно-политические, естественнонаучные, сельскохозяйственные и другие темы, около 1,5 млн.
зрителей побывало на
13 тыс.
спектаклей и концертов художественной самодеятельности, 185 тысяч на 856 концертах и спектаклях профессиональных коллективов59.
С деятельностью клубных учреждений связано формирование такой черты свободного времяпровождения многих сельских жителей Мордовии как прямое, хотя и непрофессиональное творчество: участие в самодеятельных художественных коллективах, разного рода коллекционирование, занятия домашними ремеслами и т.
п.
Наиболее распространенной формой являлось участие в различных любительских кружках при клубных учрежде

[Back]