Проверяемый текст
Зусин, Аркадий Эдуардович; Социокультурное развитие Мордовии во второй половине 1960-х-середине 1980-х гг.: основные тенденции динамики регионального социума (Диссертация 2006)
[стр. 263]

костюм, орудия крестьянского труда и др.)Большинство музеев на общественных началах —школьные и заводские, при отделах культуры.
Это музеи мемориальные, например, музей декабристов братьев Веденяпиных в д.
Тройни Краснослободского района или музей композитора Л.
П.
Кирюкова в с.
Анаево Зубово-Полянского района106.
Поступательное социокультурное развитие Мордовии невозможно было бы без серьезных изменений в сфере книгоиздательского дела.
Основные количественные показатели его динамики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
представлены
в таблице.
263 Таблица 3.3.8 Выпуск книжной продукции в Мордовской АССР во второй половине 1960-х —середине 1980-х гг.
*
_______ 1965 1970 1975 1980 1985 Число книги брошюр, ед.
149 131 126 160 140 Годовойтираж, тыс.экз.
746 750 1437 1894 1120 * Таблица составлена
по: Мордовии 70 лет.
Юбил.
стат.
сборник.
Саранск,
999.-С.
80.
По данным В.
Л.
Житаева, только за одно десятилетие (1960 1970 гг.) в Мордовии было издано 1800 наименований литературы, общий тираж которых составил более 8 млн.
экземпляров.
С 1976 г.
по 1980 г.
Мордовское книжное издательство выпустило более 140 наименований книг, из них 12 романов, 21 повесть, 28 сборников рассказов и 52 сборника стихотворений и
поэм107.
Весьма сложным являлся вопрос об издании книг на мордовских (мокша и эрзя) языках.
По данным финского исследователя С.
Лаллукки, в 1970 г.
на них было издано только 12 книг и брошюр в расчете на душу населения (среднее число экземпляров на 100 человек, считающих данный язык
1ПК родным), в 1979 г.
11 .Н е оспаривая этих подсчетов, отметим скудость и противоречивость существующей статистики.
На это обращал внимание, кстати говоря, известный венгерский исследователь финно-угорских литератур П.
Домокош: «Очень легко заблудиться в море изданных по самым различным поводам и юбилеям альбомов, статистических сведений, графиков,
[стр. 202]

202 р .
вида литературы в немалой степени способствовало и само время, потребовавшее выявления и «самопознания» некоторых негативных явлений современности.
В этом отношении интересны не только «Не типичные типы, или Как зимуют раки» (1972) —сатирическая поэма-триптих известного мордовского поэта М.
Бебана, остро и едко высмеивающая всякого рода демагогов, бюрократов и мешан, а также изданный в 1986 г.
сбор*шк юмористических рассказов «Ты мне, я...», куда вошли произведения большой группы мордовских прозаиков.
При всех издержках и трудностях роста процесс постепенного перехода на качественно новый уровень наметился в 1970-е гг.
и в развитии «движущейся эстетики» мордовской литературы, т.
е.
в критике и литературоведении.
Литературно-критические работы и научные исследования видных мордовских ученых Н.
И.
Чераикина («В братском содружестве», «Притоки») и В.
В.
Горбунова («Поэзия душа народа», «Признание») и некоторых других авторов в мордовской науке о литературе заложили основы сравнительнотипологического изучения закономерностей развития и поэтики национальной литературы как художественно-эстетической литературной системы.
Н.
И.
Черапкин ввел понятие «народный реализм», осмысленное как наиболее удачное определение того, что принято называть методом устного народного творчества.
НаГ зывая метод фольклора «народным реализмом», он видел в нем истоки реализма мордовской профессиональной литературы21.
Оценивая труды В.
В.
Горбунова, следует сказать, что он проявил себя и как историк литературы, и как ученыйтсорстик, в особенности при исследовании литературного процесса советского периода, в устаноштенни поэтики мордовской литературы, ее жанровых форм, во включении в национальный литературный процесс целого ряда имен реабилитированных мордовских писателей и ученых22.
Развитие мордовской литературы невозможно было бы без серьезных изменений в сфере книгоиздательского дела.
Основные количественные показатели его динамики во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
представлены
V.


[стр.,203]

203 в приводимой ниже таблице.
Таблица 3.1.1 Выпуск книж ной продукции в Мордовской АССР во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
*
1965 1970 1975 1980 1985 Число книг и брошюр, ед.
149 131 126 160 140 Годовой тираж, тыс.экз.
746 750 1437 1894 1120 * Таблица составлена
на основе данных: Мордовии 70 лет.
Юбил.
стат.сборник.
Саранск,
1999.
С.
80.
По данным В.
Л.
Житаева, только за одно десятилетие (1960-1970 гг.) в Мордовии было издано 1800 наименований литературы, общий тираж которых составил более 8 млн.
экземпляров.
С 1976 г.
по 1980 г.
Мордовское книжное издательство выпустило более 140 наименований книг, из них 12 романов, 21 повесть, 28 сборников рассказов и 52 сборника стихотворений и
поэм23.
За количественными показателями скрывались порой достаточно драматичные ситуации.
В 1960 г.
в сокращенном виде была издана эпическая поэма В.
К.
Радаева «Сияжар», вызвавшая массу положительных отзывов.
Одновременно было указано на определенные недостатки, которые были устранены в ходе последующих доработок.
В исправленном виде произведение было представлено в Мордовское книжное издательство, однако при этом возникли вопросы по поводу авторства.
Сам В.
К.
Радаев писал: «Когда закончил исправления и представил в издательство для полного издания, директор издательства Московкин Я.
Д.
заявил, что пока не выяснен вопрос народное эго произведение или авторское, издательство в план его не включит»24.
В 1969 г.
по инициативе издательства и правления СП МАССР Мордовский обкомом КПСС и Советом Министров МАССР была создана комиссия из писателей и ученых, которой было поручено определить авторство «Сияжара».
Комиссия признала, что «Сияжар» эпическая поэма, написанная В.
К.
Радаевым по мотивам мордовского фольклора.
Она рекомендовала издать

[стр.,204]

204 к «Сияжар» на русском, эрзянском и мокшанском языках в течение 1970'1974 гг.
На этом основании этого 20 октября 1969 г.
было вынесено постановление Мордовского обкома КПСС и Совета Министров МАССР об издании эпической поэмы «Сияжар» на эрзянском, мокшанском и русском языках.
Однако издательство не включило поэму в план 1970 г., а затем 1971 г.
В.
К.
Радаев был вынужден в сентябре 1971 г, обратиться в правление СП МАССР с заявлением о признании произведения «Сияжар» его авторской эпической поэмой и об оказании содействия в издании этой поэмы .
Лишь после этого были предприняты реальные шаги по изданию поэмы «Сияжар» и увидел свет ее конечный вариант.
Весьма сложным являлся вопрос об издании книг на мордовских (мокша и эрзя) языках.
По данным финского исследователя С.
Лаллукки, в 1970 г.
на них было издано только 12 книг и брошюр в расчете на душу населения (среднее число экземпляров на 100 человек, считающих данный язык
родным), в 1979 г.
1126.
Ые оспаривая этих подсчетов, отметим скудость и противоречивость существующей статистики.
На это обращал внимание, кстати говоря, известный венгерский исследователь финно-угорских литератур П.
Домокош: «Очень легко заблудиться в море изданных по самым различным поводам и юбилеям альбомов, статистических сведений, графиков,
но среди них очень мало таких, котот рые и в самом деле несут важную информацию»27.
Литература как форма культуры развивалась во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.
в соответствующих кулыурио-идсологических условиях, что наложило соответствующий отпечаток на ее роль и место в региональном социокультурном развитии.
3.2.
С редства м ассовой инф орм ации, радио и телевидение Средства массовой коммуникации как каналы распространения культуры и рештизации культурной политики образуют комплекс, который оказывает существенное воздействие на формирование картины мира и региональную со

[Back]