Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны : 1917-1920 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 102]

102 военного времени, а и для России, освобожденной от власти большевиков.
Что же ожидало Россию освобожденную (белыми прим автора)? Все, кто был виновен в подготовке захвата власти Советами, кто осуществлял .задачи
этой власти, либо содействовал осуществлению этих задач, а также те, кто участвовал «в сообществе, именующимся партией коммунистов (большевиков), или ином сообществе установившем власть Советов раб., соя., и кр, депутаv icq тов», подвергался «лишению всех прав состояния и смертной казни».
Это постановление было утверждено Главнокомандующим Вооруженных сил Юга России, генерал-лейтенантом А.И.
Деникиным 24 ноября 1919 г.
Не трудно представить какие бы последствия оно бы имело, если бы белым, удалось занять столицы и свергнуть власть большевиков.

Принятие такого рода документов определялось причинами нарушения устоявшегося в течение веков морального и нравственного порядка, девальвации стоимости человеческой жизни в годы гражданской войны, деградации всей системы нравственных ценностей.
Так за время революционных потрясений и гражданской войны значительно снизилась чувствительность российского общества к нарушениям традиционной морали и этики, которые ранее, в
прежниевремена считались недопустимыми.
«Великие потрясения не проходят без поражения морального облика народа.
Русская Смута, наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубинах человеческой
души».200 В глазах общества существенно девальвировались стоимость и значение человеческой жизни.
Лишение ее человека превратилась в обыденную процедуру, определяемую сиюминутными нуждами политической и военной
конфронтаций.
Иные вещи не допустимые прежде с точки зрения общественной морали и нравственности приняли обыденный
хаТрукап Г.
А.
Антибольшевистские правительства России.
М..
С.
152.
w Деникин А.
И.
Очерки русской смуты: Вооруженные силы юга России.
Заключительный период борьбы.
Январь 1919
март 1920.
Мн.; 2002.
С.
316.
[стр. 225]

225 Под категорию политических и социальных противников режима попадали представители всех слоев общества, и никто не мог чувствовать себя в безопасности.
Так Н.И.
Бухарин, перечисляя непосредственных противников пролетариата в годы Гражданской войны, отмечал: «Господствующий пролетариат в первую фазу своего господства имеет против себя: 1) паразитические слои (бывшие помещики, рантье всех видов, буржуа-предприниматели, имевшие мало отношения к производственному процессу; торговые капиталисты, спекулянты, биржевики, банкиры); 2) вербовавшуюся из тех же слоев непроизводительную административную аристократию (крупные бюрократы капитапистического государства, генералы, архиереи и пр.); 3) буржуазных предпринимателей, организаторов и директоров (организаторы трестов и синдикатов, «деляги» промышленного мира, крупнейшие инженеры, связанные непосредственно с капиталистическим миром изобретатели и пр.); 4) квалифицированную бюрократию штатскую, военную и вообще (инженеры, техники, агрономы, зоотехники, врачи, профессора, адвокаты, журналисты, учительство в своем большинстве и т.
д .); 6) офицерство; 7) крупное зажиточное крестьянство; 8) среднюю, а отчасти и мелкую городскую буржуазию; 9) духовенство, даже неквалифицированное.
Все эти слои, классы и группы неизбежно ведут активную борьбугпротив пролетариата...»322.
Похожие настроения присутствовали и в противоположенном лагере, в среде антибольшевистского движения, где имелся свой список политических оппонентов, подлежащих безусловному уничтожению.
Так Г.А.Трукан отмечает, что в журнале Особого совещания от 15 ноября 1919 г.
был отражен ход обсуждения закона об уголовной ответственности участников установления советской власти в России.
«Законодатели готовили этот документ не только для военного времени, а и для России, освобожденной от власти большевиков Что же ожидало Россию освобожденную (белыми прим.
автора)? Все, кто был виновен в подготовке захвата власти Советами, кто осуществлял задачи
122Бухарин H.
И.
Проблемы теории и практики социализма.
М., 1989.
с.
163.


[стр.,226]

226 этой власти либо содействовал осуществлению этих задач, а также те, кто участвовал «в сообществе, именующимся партией коммунистов (большевиков), или ином сообществе, установившем власть Советов раб., сол., и кр.
депутатов», подвергался «лишению всех прав состояния и смертной казни»32*1.
Это постановление было утверждено Главнокомандующим Вооруженных сил Юга России, генерал-лейтенантом А.И.Деникиным 24 ноября 1919 г.
Нетрудно представить, какие бы последствия оно бы имело, если бы белым удалось занять столицы и свергнуть власть большевиков.

В годы Гражданской войны любой момент человек мог лишиться всего того, что он имел, его физическое существование зависело от самых разных политических и социальных факторов.
Возможность гибели непосредственно в районах военных действий противостоящих друг другу сторон, дополнялось возможностью попасть иод маховик террора, который широко применялся всеми сторонами военного конфликта.
Причиной человеческой гибели могли также стать и сопугствуюшие военным действиям обстоятельства.
Такие, как отсутствие достаточного количества продовольствия в годы гражданской войны и постоянная угроза голодной смерти.
Особую опасность представляли собой эпидемии и многочисленные инфекционные заболевания.
Представляли собой угрозу и рост бытовой преступности, распространение криминальных действий и многие другие сопутствующие войне явления.
Все это делало угрозу физической гибели для человека вполне реальной и определяло его представления о морали, нравственности, видоизменяя систему его этических и ценностных ориентаций.
Человеку в сложившихся обстоятельствах приходилось во многом пренебречь принципами традиционной морали и изменить отношение к окружающим событиям и явлениям.
Так, за время революционных потрясений и гражданской войны значительно снизилась чувствительность российского общества к нарушениям традиционной морали и этики, которые ранее, в
прежш Трукан Г.
Л.
Антибольшевистские правительства России.
М., -с.
152

[стр.,227]

227 ние времена, считались недопустимыми.
«Великие потрясения не проходят без поражения морального облика народа.
Русская Смута, наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубинах человеческой
души»зм.
В глазах общества существенно девальвировались стоимость и значение человеческой жизни.
Лишение ее человека превратилась в обыденную процедуру, определяемую сиюминутными нуждами политической и военной
конфронтации.
Иные вещи, не допустимые прежде с точки зрения общественной морали и нравственности, приняли обыденный
характер и стали частью повседневной жизни индивида в период Гражданской войны.
Процесс деградации традиционных морально-нраиственных ценностей в российском обществе развивался постепенно, и, как правило, следовал за политическими событиями, отражая весь накал и своеобразие политической и идеологической борьбы в стране.
На первом этапе гражданского вооруженного конфликта были еще сильны установки сознания, определяемые принципами традиционной морали и отношения к человеческой личности.
Даже острая политическая и идеологическая борьба в обществе происходила без применения крайних средств насилия и террора по отношению к человеческой личности.
Насилие применялось избирательно и только по отношению к явным политическим противникам.
Масштабы его применения были ограничены и существовали определенные границы его распространения.
Общество как бы не могло преступить барьер, за которым начинается практика масштабного использования насильственных действий по отношению к политическим противникам.
Прежние морально-нравственные нормы, этические представления все еще продолжали занимать значительное место в сознании россиян.
К окончательному распаду их не могли в тот период привести ни годы авторитарного 324Деникин А.
И.
Очерки русской смуты: Вооруженные силы юга России.
Заключительный период борьбы.
Январь 1919-м
арт 1920.
Мн.,2002.с.
316.

[Back]