105 зрительные противопоставления, имеющ ие антшгомичный характер: другвраг, добро-зло, справедливость-несправедливость и т. д. «П ереход к сознанию гражданской войны означает, что у массы лю дей резко упрощ ается представление об общ естве оно разделяется на «мы» и «они». Они враги нас.203 Э та до предела упрощ енная система морально-нравственных ориентиров дифференцирует все события и явления в окружающ ей жизни, а также человеческие действия собственны е и действия окружающ их по упрощ енным до примитивности категориям. Так нравственными, безусловно б езупречными, с точки зрения морали, считаются действия направленные на д остижение превосходства над своими военно-политическими противниками, классовыми врагами, негативными явлениями в общ ественной ж изни м етаю щ и м и построению нового соверш енного мира и т. д. Белое движение в годы гражданской войны, как известно, выступало за восстановление и сохранение прежних морально-нравственных ценностей. Как отмечал один из идеологов Белого движения Н. Н. Львов на церемонии открытия в г. Екатерииодаре отдела Совета Г осударственного объединения в 1919 г.: «Восстанавливать русское государство возмож но лишь на тех же твердых началах верности чувству долга и чести, обязанности перед государством, уважения к закону и авторитету власти, и на духе повиновения...».206 О днако, па фоне всеобщ его кризиса являлось показательным то, что даже у белы х бывшими военно-политическими противниками большевиков, которые вели гражданскую войну под лозунгом восстановления преж ней системы ценностей, традиционного государства и морали, система моральнонравственных норм сущ ественны м образом девальвируется. Как отмечал В .В . Ш ульгин: «Н о белое дело не может быть выиграно, если потеряна честь и мораль. Без чести, именно отрицанием чести и морали временно побеж Кара-Мурза С. 1ражцанскаи война 1918-197-1гг. С. 263. т ГАСК. Ф. [34. On. 1. Д.З. Л.39. |
246 стремление к четкому разфаничению внешних событий и явлений. Новая, еще только формирующая система морально-нравственных норм сразу резко поляризуется и обретает дихотомичный характер. Как отмечал в своих воспоминаниях А.И.Деникин, «у многих слагалась особая психология, создавшая двой355 ную мораль, одну в отношении к своим, другую к чужим» . В ней исчезают полутона и оттенки и возникают четкие умозрительные противопоставления, имеющие антиномичный характер: друг-враг, добро-зло, справедливость-несправедливость и т. д. «Переход к сознанию Гражданской войны означает, что у массы людей резко упрощается представление об обществе оно разделяется на «мы» и «они». Они враги нас»356. Эта до предела упрощенная система морально-нравственных ориентиров дифференцирует все события и явления в окружающей жизни, а также собственные человеческие действия и действия окружающих по упрощенным до примитивности категориям. Так, нравственными, безусловно безупречными, с точки зрения морали, считаются действия, направленные на достижение превосходства над своими военно-политическими противниками, классовыми врагами, негативными явлениями в общественной жизни, мешающими построению нового совершенного мира и т. д. Резкая поляризация представлений сознания ведет к оценке того или иного явления с позиций «революционной морали и нравственности». Возникает некий мыслительный постулат: что хорошо для революции, класса, партии, движения и т. д., то хорошо й для отдельного человека, и поэтому является безупречным, с точки зрения морали и нравственности: «мы говорим нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров»357. Этот новый комплекс моральных, этических норм адепты нового общества противопоставляли старому, целью его формирования стало окончатель3,5 Деникин А. И. Очерки русской смуты: Белое движение и борьба добровольнеекой армии. Май октябрь 1918. М н..2002.с . 310. 35£Кара-Мурад С. Гражданская воПна 1918-1921 гг. с. 263. 35?Ленин В. И. Полное собрание соч. Т. 41. М., 1974. с. 343. 248 Кризисные явления на уровне обыденного сознания и формировали основные принципы новой морали и нравственности, этики нового человека, чья жизнь и деятельность была связана с социальным переустройством общества. В значительной мере эти формирующиеся образы, символы новой морали и нравственности, были отраженными явлениями хаотической реальности. Их структурирование давало человеку шанс обрести стабильность в распадающемся мире. Вместе с тем, они не могли не содержать в себе кризисных форм мировосприятия, выраженных в представлениях сознанияоб окружающей действительности. Ниспровержение всех основ существующего прежде миропорядка, разрушение всей привычной картины мира, не могли оставить в неприкосновенности прежнюю систему морально нравственных норм. Она девальвируется, а затем разрушается, уступая свое место моральным и нравственным нормам новой исторической эпохи. Белое движение в годы Гражданской войны, как известно, выступало за восстановление и сохранение прежних морально-нравственных ценностей. Как отмечал один из идеологов Белого движения Н. Н. Львов, на церемонии открытия в г. Екатсринодарс отдела Совета Государственного объединения в 1919г., «восстанавливать русское государство возможно лишь на тех же твердых началах верности чувству долга и чести, обязанности перед государством, уважения к закону и авторитету власти, и на духе повиновения...»36'. Однако на фоне всеобщего кризиса являлось показательным то, что даже у военно-политических противников большевиков, которые вели гражданскую войну под лозунгом восстановления прежней системы ценностей, традиционного государства и морали, система морально-нравственных норм существенным образом девальвируется. В.В.Шульгин отмечал: «Но белое дело не может быть выиграно, если потеряна честь и мораль. Без чести, именно отрицанием 361 ГАСК Ф.134. Ол. 1.Д.З.Л.Э9. |