108 произведет участие танков в бою на наши части и на красноармейцев, каковы перспективы дальнейшего массового применения этого нового орудия истребления в гражданской войне, которая ведется на Юге России? ...Первый дебют танков, в смысле их боевого успеха превзошел все ожидания...Мы не предпринимали первой операции с танками в широком масштабе говорил мне генерал А. Впечатление от танков, во всяком случае, было огромное. При их появлении противник сразу же обратился в бегство».2’’' Но даже использование белыми наглядных средств технического могущества, таких как полученные из-за границы танки, аэропланы, огнеметы и т. д. не могли поколебать прочно устоявшегося представления. Для пропаганды своих идей в широких народных массах белые использовали образы, сформированные традиционной российской культурой. Подобные образы имели место в российской культуре, особенно в период мировой войны, но там они были весьма ограничены по масштабам, а главное в социальном качестве героизации. Белое движение постаралось поставить традиционные образы на службу собственным идеологическим задачам, но эффект от этого был крайне низкий несмотря на то, что в рядах белых было много адептов прежней, традиционной культуры. Во-первых, образы традиционной культуры не обладали новизной и сразу же теряли свою притягательность, поскольку отображали фактически уже историческое прошлое. Во-вторых, они не были близки в идейном и социальном смысле основным группам населения страны и поэтому скорее вызывали у них обратную реакцию, поскольку постоянно напоминали об историческом прошлом, от которого большинство российского населения стремилось избавиться как можно скоре. В сравнении с ними образы новой российской культуры, большевистской и революционной по духу, были значительно привлекательней, поскольку давали иллюзорную возможность приобщится массам обездоленного населения России к грядущему 312 Кубанская мысль. 1919. 14 мая. С. 4. |
358 бегство»315. Даже использование белыми наглядных средств технического могущества, таких, как полученные из-за границы танки, аэропланы, огнеметы и т. д. не могли поколебать прочно устоявшегося представления. Белое движение постаралось поставить традиционные образы на службу собственным идеологическим задачам, но эффект от этого был крайне низкий, несмотря на то, что в рядах белых было много адептов прежней, традиционной культуры. Во-первых, образы традиционной культуры не обладали новизной и сразу же теряли свою притягательность, поскольку отображали фактически уже историческое прошлое. Во-вторых, они не были близки в идейном и социальном смысле основным группам населения страны и поэтому скорее вызывали у них обратную реакцию, поскольку постоянно напоминали об историческом прошлом, от которого большинство российского населения стремилось избавиться как можно скоре. В сравнении с ними образы новой российской культуры, большевистской и революционной по духу, были значительно привлекательней* поскольку давали иллюзорную возможность приобщиться массам обездоленного населения России к грядущему счастью и участвовать хотя бы в качестве простых зрителей в процессе созидания нового, еще никому не ведомого общественного строя. Черты новой российской культуры постепенно приникали в повседневную жизнь общества, изменяя его социокультурные характеристики. Причем значительная часть тенденций новой российской культуры образовалась непосредственно на этом уровне социальной жизни, другая же возникла под влиянием большевистской идеологии и постепенно проникала в сознание масс и позиционировалась в нем в качестве установок, стереотипов массового сознания. Так, например, героические идеализированные образы, созданные большевистской пропагандой, постепенно становились частью обыденного сознания и проникали в коллективную психологию масс, во многом обуславливая характер их действий в реальной действительности и входя составной частью 515Тапки на фронте. ! Кубанская мысль. -14 мая 1919. с, 4. |