120 Еще менее, белых заботило образование и приобщение к достижениям культуры представителей российского крестьянс тва. Белое движение придавало вопросам культуры в жизни российского крестьянства небольшое значение, что в последствии стало одним из факторов его поражения в гражданской войне. В отличие от большевиков белые не имели продуманной культурной политики в деревне, предоставляя культурным процессам в ней развиваться самостоятельно, что несомненно было не в пользу Белого дела. В глазах крестьян оно было тесно связанно с прежней, утратившей свою привлекательность идеологией с уже отжившими свой век формами культурного бытия, повседневной жизни. Их сохранение и пропагандирование белыми вызывало сочувствие и понимание лишь самых консервативных кругов российского крестьянства и особенно казачества, в среде которого были еще сильны традиционные ценности и стереотипы, а прежние опорные символы сознания все еще сохраняли свою значимость. Белым тале и не удалось предложить крестьянству новую, привлекательную систему ценностей, а активизировать прежнюю уже отживающую свой век и поставить ее на службу достижению своих целей в гражданской войне они не сумели. Им в какой-то мере удалось это сделать лишь на казачьих окраинах бывшей Российской империи, где традиционные ценности и символы продолжали сохранять свою значимость в массовом сознании. На остальной территорий страны их попытки реанимации, культуры и идеологем прошлого успеха не имели, что и послужило одной из причин их поражения в гражданской войне. Теме не менее «белые» делали все, для того, что бы воспрепятствовать становлению новой культуры в российской деревне. Они активно боролись против тех элементов массовой идеологизированной культуры, которые приникали в крестьянскую среду, не без основания видя в них угрозу подрыва своих позиций в деревне. В свою очередь они активно стремились к новой популяризации элементов прежней культуры среди крестьянского населения |
415 ствия, митинги, собрания, как правило, организовывали наряду с партийными активистами беднейшие представители российской деревни. Все эти мероприятия служили целям пропаганды политики новой власти, делу распространения ее идей и вносили элементы новой культуры в патриархальную жизнь деревни. Парадокс культурной политики большевиков в среде российского крестьянства заключ&чея в том, что по отдельности всс эти мероприятия новой власти, направленные на получение политического контроля над российской деревней были мало эффективны, а иногда и проводили к обратным результатам, отталкивая деревенские массы своим политическим и идеологическим накалом, но все вместе, в комплексе, они способствовали тому, что культурные преобразования в деревенской среде шли ускоренными темпами, постепенно втягивая се в орбиту' новой государственной власти. Они создавали ощущение непрерывной активности власти в крестьянской среде, ее стабильности и долговременности. Кроме того, их настойчивая организация в деревне способствовала тому, что крестьяне вольно или невольно проникались идеологемами большевистской политики и их сознание все дальше шло по пути культурной трансформации. Идеологемы большевистской партии, активно внедряемые в массовое крестьянское сознание, способствовали разрушению его традиционных стереотипов прежней системы ценностей и постепенного формирования новой, связанной с иной исторической эпохой, ее общественно политическими реалиями, что несомненно шло на пользу большевикам и способствовало получению ими идеологического и политического перевеса в военно-политическом противостоянии со своими противниками в годы Гражданской войны. Напротив, Белое движение придавало вопросам культуры в жизни российского крестьянства небольшое значение, что в последствии стало одним из факторов его поражения в Гражданской войне. В отличие от большевиков, «белые» не имели продуманной культурной политики в деревне, предоставляя культурным 416 процессам в ней развиваться самостоятельно, что несомненно было не в пользу Белого движения. В глазах крестьян оно было тесно связанно с прежней, утратившей свою привлекательность идеологией с уже отжившими свой век формами культурного бытия повседневной жизни. Их сохранение и пропагандирование белыми вызывало сочувствие и понимание лишь самых консервативных кругов российского крестьянства и особенно казачества, в среде которого были еще сильны традиционные ценности и стереотипы, а прежние опорные символы сознания все еще сохраняли свою значимость. Таким образом, процесс социокультурной трансформации в российской деревне, носил противоречивый, сложный характер, в его рамках совмещались самые разнообразные тенденции и влияния. На процесс разрушения прежних культурных ценностей значительное влияние оказывала чрезвычайная ситуация Гражданской войны, характер этого процесса во многом был предопределен особыми, специфическими кризисными условиями, в которых оказалось российское крестьянство, среди них широкое его участие в мировой войне, революционных потрясениях в стране, и наконец развернувшемся масштабном гражданском противостоянии на всей территории России. Помимо этих объективных исторических условий и обстоятельств, важное значение имела также культурная политика двух противоборствующих сторон по отношению к крестьянству. Несомненно, что в период Гражданской войны все действующие политические силы пытались склонить его на свою сторону и заручиться его по.чдержкой. Однако, лучше всех это удачось большевикам. В годы Гражданской войны именно они оказывали наибольшее воздействие на судьбы российской деревни. Это объяснялось, с одной стороны, как более продуманной культурной политикой большевиков по отношению к крестьянству, выразившейся в распространении образования и просвещения, проведении массовых культурных мероприятий, в основе которых находилась новая политическая идеология, соединенная с элементами массовой культуры, а с другой стороны, более творческим и образным характером основных элементов большевист |