теоретиков оелого дела. В случае если та или иная газета выходила за рамки, очерченные цензурой следовало еенемедленное закрытие. Так, в газете Кубанская мысль от 14 мая J919 г., в рубрике «местная жизнь» сообщалось о закрытии властями газеты «Кубанское слово»: «11 мая редактору «Кубанского слова» СЛ . Черевкову объявлено было нижеследующее распоряжение управления ведомством внутренних дел Газет}' «Кубанское слово» закрыть за дискредитирование Законодательной Рады, что выразилось в помешенной 45 статье озаглавленной «Развал власти». Означенную меру привести в исполнение в срочном порядке, через начальника Нкатеринодарекой городской стражи, с объявлением постановления ответственному редактору г. Черевкову иод расписку на ней же».99 В целом, в плане организации пропаганды социально-экономических целей Белого движения и управления идейно-воспитательной работы белые все же уступали большевикам/00 Бельтьт пропагандистам работать было значительно труднее. Выходцы из интеллигенции, чиновничества, дворянства часто не могли найти общего языка с крестьянством и рабочими. Офицерство достаточно скептически воспринимало священнослужителей, да и вообще интеллигенцию. К тому же политический плюрализм, благотворно сказывавшийся на разработке идейно-теоретических концепций белого дела, резко снижал эффективность воздействия белой пропаганды на неграмотиое и малограмотное крестьянство, составлявшее до 40% солдат белых армий..'01 Нередко образы, применяемые белой пропагандой, из-за своей противоречивости были чужды широким народным массам и не могли найти отклика в их сознании. Определенную информацию о политических и социальных пристрастиях служащих пропаз андистского аппарата белых дает анализ содержания белогвардейских газет, журналов и брошюр, издававшихся в крупных городах Урала, * РГАСПИ. Ф. 7 1. On. 33. Д. 1129. Л. 19. ^ Газета «Кубанская мысль». 14 мая 1919 г. ^ Устиикип С.В. Трагедия белой гвардии. 1Шовгород, F995. С.268-269. Устинкин С.В. Трагедия белой гвар д и и . II Новгород, 1995. С.271. 08 |
Таким образом, для организации планомерной и систематической агитационно-пропагандистской работы среди солдат и офицеров белых армий, а также населения прифронтовой полосы и тыла командованием контрреволюционных войск был создан специальный аппарат. В зтот аппарат входили идеологические структуры белых правительств и вооруженных сил, а также временные управления Православной церкви. Церковь и идеологические учреждения многое сделали для поиска наиболее целесообразных и действенных средств, форм и методов пропаганды и агитации. Добиваясь наибольшей эффективности воздействия на личный состав белых армий и гражданское население тыла, руководящие идеологические органы белых осуществляли агитационпопропагандистскую работу на местах.291 Руководство осуществлялось путем конкретизации задач поставленных военными руководителями контрреволюции применительно к местным условиям и действию войск, организацией подбора и подготовки идеологических кадров, централизованным распределением агитаторов и пропагандистов, военных священнослужителей по войскам, инструктированием армейских агитаторов, организацией оперативной двусторонней связи с ними, систематическим направлением на фронт ревизоров для контроля за состоянием идейно-воспитательной работы, рассылкой циркулярных писем редакциям армейских и фронтовых газет и журналов, публикаций в печати выступлений военных руководителей контрреволюции и теоретиков белого дела.292 В целом, в плане организации пропаганды и управления идейновоспитательной работы белые мало уступали большевикам/93 Белым пропагандистам работать было значительно труднее. Выходцы из интеллигенции, чиновничества, дворянства часто не могли найти общего языка с крестьянством и рабочими. Офицерство достаточно скептически воспринимало священнослужителей, да и вообще интеллигенцию. К тому же политический плюрализм, благотворно сказывавшийся на разработке идейно-теоретических концепций белого дела, резко снижал эффективность воздействия белой пропаганды на негра291 РГАС11Н. Ф. 71. On. 33. Д. 1129. Л. 18. 292Там же. Я 19. 291 Устннкин С.В. Трагедия белой гвардии. Н.Новгород. 1995. С.268-269. мотное и малограмотное крестьянство, составлявшее до 40% солдат белых армий.2М Какой же политической ориентации придерживалось большинство идеологических работников белых армий? Некоторое представление об их партийной принадлежности дает анализ содержания белогвардейских газет, журналов и брошюр, издававшихся в крупных городах Урала, Сибири, Дальнего Востока и Юга России. По данным Н.Ф. Каткова, изучившего партийную принадлежность авторов 170 at игационно-пропагандистских брошюр, предназначавшихся для населения тыла и солдат белых армий, 60,5% авторов были кадетами; 30,5% октябристами и священнослужителями; 6,5% мо![архистами-черносотенцами; около 5% местными националистами. Причем на Юге России, в армиях А.И. Деникина, кадеты составляли 56,1%; октябристы 31%; монархисты-черносотенцы 8% авторов.295 Относительный консерватизм офицерства в армиях А.И. Деникина нашел соответствующее отражение в большем, по сравнению с Уралом и Сибирью, количестве монархистов среди идеологических работников юга России: если у А.И. Деникина 8% пропагандистов были монархистами-черносотенцами, то у А.В. Колчака лишь 5% 296 Таким образом, широкий спектр партийного представительства среди идеологических работников белых армий отражал аморфный характер Белого движения н целом. Поскольку разъяснительную работу в войсках вели члены самых разных политических партий (от социал-демократов (меньшевиков) до монархистов-черносотенцев), постольку в агитации и пропаганде получалась масса недомолвок и неясностей, которые каждый слушатель имел возможность толковать по-своему.297Все это, разумеется резко снижало эффективность пропагандистской работы. 294 Уггиикии С В. Трагедия белой гвардии. И Новгород, 199 5. С .2 7 1 295 Катков Н Ф . И аайии-п оаигичссш п работа больш евиков в вой сках и ты л у белогвардейцев (осень 19 1 8 19 2 0 гг.). Л , 1 9 78. И Д и сс . докг. ист н а у к .» С .4 2 5 . ^ Т а м ж е С 428 292:)цгсят.гарлг к У каз. соч. С.77. |