Проверяемый текст
Музяков, Сергей Иванович. Ценностные основания правосознания военнослужащих Российской армии : Социально-философский анализ (Диссертация 2002)
[стр. 115]

сти .
В применении к социальным явлениям данное слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса.
Таким образом, сложилась точка зрения на процесс формирования как фрагмент социального развития, способ его осуществления.
Возможны многие варианты анализа процесса формирования
правосознания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
Все зависит, как справедливо подметил К.Х.
Момджян, не только от «специфики способов научного
мышле-t ния» диалектико-материалистического понимания явлений материальной и духовной жизни общества, но и от того, «с какой целью и каким образом» применяются имеющиеся у исследователя методологические средства .
Несомненно, необходимо учитывать, что процесс формирования
правосознания личности протекает в определенных объективных условиях: в ходе деятельности, под воздействием определенной системы смысло-жизненных установок, ориентаций, субъективных устремлений социальных сил, организаций, начальников.
Взаимосвязь отмеченных факторов очевидна.
Как обстоятельства, условия жизни сами по себе не способны сформировать адекватно
соответствующую потребностям общества личность военнослужащего, так и сознательно предпринимаемые усилия вне реальных условий жизни и деятельности, в отрыве от них, являются абсолютно бесперспективными.
Поэтому представляется необходимым рассмотрение диалектики объективного и субъективного факторов в формировании и развитии правосознания военнослужащих, соответствующего требованиям общества, государства, задач вооруженной защиты Отечества.

Объективное в самом общем плане правомерно определить как всё то, что существует независимо от сознания.
В онтологическом плане объективное означает объективную реальность.
В гносеологическом аспекте объективным
яв1См.: Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
М., 1988.
С.
577.
См.: Момджян К.Х.
Концептуальная природа исторического материализма.
М., 1982.
С.24.

г 115
[стр. 122]

ценностных оснований воинской деятельности выступает в качестве мировоззренческой и методологической основы научного подхода к определению оптимальных условий и эффективных путей формирования и развития ценностных оснований правосознания военных кадров.
Очевидно, что определение и формирование ценностных оснований правосознания военнослужащих средство выхода из многих тупиковых ситуаций, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, основа оптимизации системы ценностей.
Само слово "формирование" обычно употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо явлениям определённой формы, законченности1.
В применении к социальным явлениям данное слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса.
ТаКим образом, сложилась точка зрения на процесс формирования как фрагмент социального развития, способ его осуществления.
Возможны многие варианты анализа процесса формирования
ценностных оснований правосознания военнослужащих российской армии.
Все зависит, как справедливо подметил К.Х.
Момджян, не только от "специфики способов научного
мышления" диалектикоматериалистического понимания явлений материальной и духовной жизни общества, но и от того, "с какой целью и каким образом" применяются имеющиеся у исследователя методологические средства .
Несомненно, необходимо учитывать, что процесс формирования
ценностных оснований правосознания личности протекает в определенных объективных условиях: в ходе служебной деятельности, под воздействием определенной системы ценностей, ценностных установок, ориентаций, субъективных устремлений социальных сил, организаций, начальников.
1См.: Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
М., 1988.
С.
577.л См.: Момджян К.Х.
Концептуальная природа исторического материализма.
М., 1982.
С.24.

122

[стр.,123]

Взаимосвязь отмеченных факторов очевидна.
Как обстоятельства, условия жизни сами по себе не способны сформировать адекватно
т соответствующую потребностям общества личность военнослужащего, так и сознательно предпринимаемые усилия вне реальных условий жизни и деятельности, в отрыве от них, являются абсолютно бесперспективными.
Поэтому представляется необходимым рассмотрение диалектики объективного и субъективного факторов в формировании и развитии правосознания военнослужащих, соответствующего требованиям общества, государства, задач вооруженной защиты Отечества.

Подобный анализ применительно к правосознанию личности военнослужащего, особенно в части определения его ценностных оснований, ранее не осуществлялся.
В обществоведческой литературе большое внимание уделялось и уделяется рассмотрению вопросов правового сознания и правового воспитания .
При этом естественным является их интерес исключительно к вопросам чисто прикладного характера.
Однако, по нашему мнению, представляется, что анализ путей оптимизации ценностных оснований правосознания военнослужащих позволит выделить значительный пласт факторов и условий, остающихся вне поля зрения при рассмотрении в более узких рамках, как это принято в названных исследованиях.
Так, в работах, изначально претендующих на анализ путей формирования правосознания личности, за пределами рассмотрения остаются проблемы взаимовлияния системы ценностей, исследуются далеко не все условия и факторы, 123 1См.: Бабенко А.Н.
Правовая культура личности: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
М., 1996; Вельский К.Т.
Формирование и развитие социалистического правосознания.
М., 1982; Белявский В.Г.
Правовое воспитание военнослужащих Советской армии и ВоенноМорского Флота /Отв.ред.
В.И.Шаш.
М., 1979; Ершова Е.А.
Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
М., 1991; Ефремова Г.Х, Ратинов А.Р.
Правовая психология и преступность молодежи.
М., 1976; Каминская В.И., Ратинов А.Р.
Правосознание как элемент правовой культуры.
М., 1982; Кнапп В., ГерлохА.
Логика в правовом сознании: пер с чеш.
М., \9Ъ1\МостовщиковЛ.Д.
Правосознание в системе регуляторов социального поведения: Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Омск, 1995; Чефранов В.А.
Философские проблемы правосознания: Автореф.
дис.
...
д-ра филос.
наук.
Харьков, 1983 и др.


[стр.,128]

Таким образом, индивидуальное правосознание военнослужащего является подвижным, открытым для формирующего воздействия системой, а это дает возможность целенаправленно влиять на его составные элементы, через определённые ценности, управлять процессом их развития.
Хотя механизм этого управления и влияния еще требует глубокого исследования, можно сказать, что главный смысл и цель такого воздействия состоит в согласовании и коррекции качеств военнослужащего с потребностями современного общества.
Для определения оптимальных условий формирования и функционирования правосознания военнослужащих необходимо рассмотреть взаимосвязь объективных и субъективных факторов.
Объективное в самом общем плане правомерно определить как всё то, что существует независимо от сознания.
В онтологическом плане объективное означает объективную реальность.
В гносеологическом аспекте объективным
является такое содержание сознания, которое не зависит от объекта.
В социологическом , аспекте свойством объективного обладает такое содержание общественного сознания, которое не зависит от субъекта человека и человечества.
Свойством объективности обладают также все общественные институты и отношения (как материальные, так и духовные).
В аксиологическом плане объективными свойствами обладают такие общечеловеческие ценности, как добро, истина, красота.
Фундаментальное значение для любого общества имеют такие социальные ценности, как свобода равенство справедливость и др.
Например, потребность людей в справедливости также естественна, как потребность в свободе и в нормальных, упорядоченных взаимоотношениях в рамках социума по принципу равенства.
Названные ценности составляют нравственный стержень общества, опору его ценностно-нормативной системы и правопорядка, фундамент, на котором строится общественное согласие.
128

[Back]