учёта и сочетания позитивных аспектов прошлых российских государственных идеологий, а также идей «русского космизма», «соборности», способной сплотить наше общество, направить его потенциал на созидательную деятельность; решительный заслон на пути проникновения в духовно-культурную жизнь россиян (особенно молодёжи) низкопробных образцов западной культуры, пропагандирующих жестокость, насилие, порнографию и т.д.; осуществление права свободы совести и вероисповедания; возвращение к собственной истории, культуре, национальным традициям; создание необходимых условий для обеспечения эффективной деятельности российских учёных на Родине, прекращение «утечки мозгов»; повышение престижности всех образовательных структур; дальнейшее совершенствование многонациональной культуры и другие. На различных этапах развития нашего общества духовный фактор играл первостепенное значение в формировании мировоззрения, морально-боевых качеств воинов, духовного состояния армии и флота. В конечном итоге, духовный фактор, высокий моральный дух народа и армии явились одним из важнейших источников массового героизма советских и российских воинов в тяжелые годы испытаний, служили и служат основой добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителями старшего и нынешнего поколений. Учитывая, что проблема духовной жизни общества и армии обстоятельно рассмотрена в современной социально-философской литературе, по нашему мнению нет необходимости подвергать специальному анализу все богатство ее содержания1. Таким образом, поступательное, подлинно демократическое развитие См. например: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.,1992; ГидиршскийВ.И. Личность воина социалистической армии. М., 1977; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М.,1988; Ксенофонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов. М., 1989; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. М., 2001; Спиркин А.Г. Духовная сфера жизни общества. Основы философии. М., 1988; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства: Автореф. дисс. ...д-ра филос. наук. М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). Монино, 1998 и др. 133 |
’ . » • * Г ■ f Г Ь • , • . Ч > 4 ’ » к Ь * . ^ I . ^ f 4 Особую значимость для исследования ценностных оснований правосознания военнослужащих имеют работы, содержащие философскообщеметодологические подходы к рассмотрению связи системы ценностей с вооруженной защитой государства, Отечества, своего народа. Такие ориентиры обозначены в работах А.Балаховского, Б.Валеева, В.Гидиринского, А.Дмитриева, АДырина, Б.Каверина, С.Клягина, A.Миловидова, Ю.Носкова, А.Павлова, П.Петрия, Ю.Чернавина, П.Чижика, B.Чугунова и многих других авторов . Следует указать на плодотворность рассмотрения вопросов жизнедеятельности военнослужащих в контексте воздействия на их сознание Б.Кавериным, В.Ксенофонтовым, О.Рахимовым, 2 А.Опалевым, М.Шаховым и другими. Проблеме функционирования ценностей в условиях Вооруженных Сил посвящены исследования О.Алексеенко, Г.Ашева, Г.Боговича, М.Гунибского, С.Галченко, Ю.Славинского, Г.Торгашева, АЦыбульки, В.Чеснокова и др. . 10 Петросян А.Э. Ценностные основания НТП: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1994. Пронин C.J1. Ценностные основания человеческой деятельности (мораль, политика, право): Автореф. дис ... канд. филос наук. М., 1999; Смирнов П.И. Ценностные основания общества. Спб., 1994 и др. См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М., 1997; Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М., 2000; Клягин С.В. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., 2000; Петрий ИВ. Духовные ценности общества и армия. М., 2001; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М., 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. Монино, 1998 и др. 2 См., например: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М., 1988; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего: Матер, межд. науч. конф. М., 1995; ОпалевА.В. Духовность. Правопорядок. Нравственность (Рождественские чтения) М., 1999; Рахимов О.Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Шахов М.Н. Демократизм и единоначалие (Социально-философские проблемы взаимодействия) М., 1993 и др. См., например: Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1996; Ашев Г.А. Культура воинской деятельности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1984; Богович Г.Г. Противоречия формрования духовных ценностей офицера современной российской армии иих разрешение: Автореф. дис. ... канд. филос. > воздействие специфического вида деятельности воинской, которой свойствен ряд особенностей .Выделим некоторые из них. Во-первых, в основе воинской деятельности лежат преимущественно духовные интересы, стимулы и мотивы. Воинский труд не носит предметнопроизводственного характера. Несмотря на то, что военнослужащие не производят материальных ценностей в широком понимании, их труд является общественно значимым и полезным . Это вытекает из необходимости вооруженной защиты государственных интересов. В сложившейся ныне обстановке в России воинский труд, оставаясь общественно значимым по существу, претерпевает внешне формальную негативную переоценку у части общества, и в первую очередь у молодежи. Это стало возможным в связи с тем, что в ходе реформирования общества был упущей существенный фактор, относящийся, прежде всего, к сфере духовной жизни общества. Суть его состоит в том, что при любых режимах политической власти идея вооруженной защиты и образ защитника , Отечества должны оставаться окруженными ореолом почета и уважения. Воинская служба, ратный труд на Руси до последнего времени находились в числе престижных и наиболее почитаемых. Для возрождения гордого смысла "воин" сегодня, по-видимому, недостаточным будет элементарного, заботливого отношения государства к рядовому, прапорщику, офицеру, к их 90 1См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия (Философско-исторический анализ). М., 1997; Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. Ставрополь, 1996, Демидов И.В. Политическая и нравственная культура военнослужащих в условиях реформирования. М., 1997; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1997; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода. М., 1996; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию. М., 1994; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). Монино, 1998 и др.Л Закон РФ «О статусе военнослужащих» закрепляет данное положение следующим образом: «Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни».(См. Закон РФ «О статусе военнослужащих», раздел I, ст.1). (идеологии) на основе учёта и сочетания позитивных аспектов прошлых российских государственных идеологий, а также идей "русского космизма", "соборности", способной сплотить наше общество' направить его потенциал на созидательную деятельность; решительный заслон на пути проникновения в духовно-культурную жизнь россиян (особенно молодёжи) низкопробных образцов западной культуры, пропагандирующих жестокость, насилие, порнографию и т.д.; осуществление права свободы совести и вероисповедания; обращение к идее "национального дома", то есть возвращение к собственной (неизвращённой в политических и иных целях) истории, культуре, национальным традициям; создание необходимых условий для обеспечения эффективной деятельности российских учёных на Родине, прекращение "утечки мозгов"; дальнейшее совершенствование многонациональной культуры и другие. На различных этапах развития нашего общества духовный фактор играл первостепенное значение в формировании мировоззрения, моральноi боевых качеств воинов, духовного состояния армии и флота. Учитывая, что проблема духовной жизни общества и армии обстоятельно рассмотрена в современной социально-философской литературе, по нашему мнению нет необходимости подвергать специальному анализу все богатство ее содержания . Таким образом, поступательное, подлинно демократическое развитие российского общества даст возможность военнослужащим армии и флота всецело выполнять основное функциональное предназначение защита 1См. например: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992; Гидиринский В.И. Личность воина социалистической армии. М., 1977; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М.Д988; Ксенофонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов. М., 1989; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. М., 2001; Сгтркин А.Г. Духовная сфера жизни общества. Основы философии. М., 1988; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства: Автореф. дис. ...д-ра филос. наук. М., 2000; Чугуное В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социальнофилософский анализ). Монино, 1998 и др. 1 4 2 |