f Преемственность есть общая закономерность исторического развития, благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. При этом следует иметь в виду, что в обозначенном направлении отражаются связи правосознания не только прошлых и нынешних поколений, но и содержание правосознания, формируемое в духовном мире отдельных групп военнослужащих в относительно короткие отрезки времени. В правосознании военнослужащих современных Вооруженных Сил РФ должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его армии и флота. Данное направление оптимизации правосознания является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских коллективах армии и флота России. Реализация преемственности отечественных духовных и правовых традиций и ценностей с необходимостью включает военнослужащих в социокультурный процесс, делает их носителями и выразителями этих носителей и ценностей. Оптимизация правосознания военнослужащих Вооруженных Сил РФ представляет собой целенаправленный процесс по формированию прочных социальных качеств и убеждений, способствующих в конечном итоге самоотверженной деятельности военнослужащих по защите Отечества и обеспечению безопасности страны. Результаты социально-философского анализа правосознания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций теоретико-методологического плана и рекомендаций непосредственно практического характера. В теоретико-методологическом плане основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего приращения знаний в изучении основных качественных состояний правосознания различных категорий военнослужащих. Они могут быть адресованы заинтересованным научно-исследовательским учреждениям Министерства обороны, военным ученым и педагогам военных учебных заведений России, адъюнктам и слушателям военных академий и университетов. 156 |
В Вооружённых Силах работа по формированию и совершенствованию ценностных оснований правосознания непосредственно строится на основе приказа министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 года "О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации". В этом приказе подчёркивается, что вся воспитательная работа должна строиться на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и беспрекословного выполнения требований законов, уставов, приказов командиров и начальников. Наряду с определением целей, субъектов и нормативной базы одним из важнейших аспектов уяснения механизма оптимизации функционирования ценностных оснований правосознания военнослужащих является выделение средств и методов, с помощью которых этот механизм приводится в "действие". Именно они являются материализованным инструментарием непосредственного воплощения в жизнь целей субъектов, обоснованных нормативным "полем". Вместе с тем методы и средства в своём функциональном воплощении образуют системное единство, поэтому их рассмотрение должно быть одновременным1. Таким образом, оптимизация функционирования ценностных оснований правосознания военнослужащих армии и флота, представляет собой целенаправленный процесс по формированию прочных социальных качеств и убеждений, способствующих, в конечном итоге, самоотверженной деятельности воинов по защите Отечества и обеспечению духовной безопасности страны. Выполнение системой духовных ценностей своих функций по обеспечению, в конечном итоге, духовной безопасности личности, Нет необходимости подробно останавливаться на этом аспекте, так как содержание средств и методов механизма оптимизации общественного явления, каким являются и духовные ценности, рассмотрены в философской литературе. См., например: Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд). М., 1999. С. 143-147. 134 Государством должна быть четко определена на правовой основе сфера деятельности армии и флота, изменения которой составляют исключительно компетенцию государственных органов, а не других политических сил в стране. Вся совокупность социальных, экономических, правовых и других проблем армии решается исключительно на государственном уровне и за счет государственных средств в рамках действующего законодательства. При всей остроте социально-экономических проблем сегодняшней российской армии военнослужащих неизменно объединяет понимание государственных военно-политических интересов и приоритетов, целей и задач претворения на практике национальной (военной) безопасности. Такое понимание позволяет формировать у военнослужащих необходимые профессиональные качества, сохранять взаимодействие с духовной жизнью общества. Одним из важных направлений оптимизации функционирования ценностных оснований правосознания военнослужащих в современных условиях является преемственность в наследовании духовных ценностей и правовых традиций российской армии в процессе их развития. Данное направление выражает единство двух сторон: отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего ценного, позитивного, что содержалось в духовных ценностях и правовых традициях прошлого. Преемственность есть общая закономерность исторического развития, благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. При этом следует иметь в виду, что в обозначенном выше направлении отражаются связи духовных ценностей не только прошлых и нынешних поколений, но и содержание духовных ценностей, формируемых в сознании, духовном мире отдельных групп военнослужащих в относительно короткие отрезки времени. Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, его духовной культуры можно лишь изучив историю его становления при уважительном к ней отношении. В духовных ценностях военнослужащих 158 воинских коллективах армии и флота России. Реализация преемственности функционирования отечественных духовных ценностей с необходимостью включает военнослужащих в социокультурный процесс, они выступают носителями и выразителями духовных ценностей наших народов. Необходимо остановиться и на таком направлении оптимизации функционирования ценностных оснований правосознания военнослужащих современной Российской армии, как самосовершенствование воином своего духовного мира и ценностей, формирование и развитие волевых и моральнобоевых качеств, обеспечивающих реализацию правовых чувств и идей в практической деятельности военнослужащих по защите Отечества. Реформы и коренные изменения в жизни нашего общества за последние годы внесли существенные коррективы и в правовую сферу жизнедеятельности военнослужащих Российской Армии, в том числе и в систему духовных ценностей каждого воина. В обществе неоднозначно переосмысливается советская система ценностей, критическому анализу подвергаются в ней то, что не выдержало проверку временем, а также то, что имеет значение для настоящего и будущего. В обществе длительное время продолжалось неоправданное очернение истории Советских Вооруженных Сил, их вклада в обеспечение обороноспособности государства. На них часто перекладывается ответственность за ошибочные политические решения: о вводе советских войск в Чехословакию в 1968 г., Афганистан в 1979 г., о применении войск в Тбилиси в 1989 г., в Баку в 1991 г., за развязывание боевых действий вf различных регионах бывшего советского Союза, а также за создавшееся тяжелое положение в экономике страны (якобы большие расходы на содержание армии и флота). Негативное воздействие на правосознание военнослужащих оказывают деформация в общественном сознании идей и представлений о действительном функциональном предназначении армии, падение престижа 160 |