с социально-экономической жизнью общества, позднее морали, религии, философии, искусства появились в ходе истории» Армия, как институт государства призвана осуществлять волю государства в рамках права. Причём, правовая регламентация отношений в ар* мейских условиях должна быть наиболее высокой. Данный факт требует от военнослужащего не только высокого уровня правового, но и политического сознания. Убеждённость военнослужащего в справедливости законов предопределяет социально-правовую активность, которая выступает по существу одним из высших показателей его индивидуального правосознания. Социальная ценность правосознания и заключается в том, что она является необходимым условием активной правовой и политической практики. Например, во взаимодействии правового и политического сознания можно выделить такие общие политико-юридические понятия, как «законное», «преступное», «порядок», «обязанность», «политическая» и «правовая компетенция» и другие, используемые в оценке как правовых событий, так и политических явлений . Важно при этом учитывать, что сфера права зиждется на иных основаниях, нежели область политики. Так, если в правовой сфере изначальными являются отношения государства и гражданского общества, то в области политики властные отношения. С этой точки зрения представляется важным говорить о том, что решающую роль в нормальном функционировании правосознания играет осознание и реализация общественных интересов и потребностей. Интерес в праве носит объективный характер, но при этом надлежит t различать реально существующий интерес и его отражение в правосознании, правовых нормах. Учёт и согласование личных интересов военнослужащих с интересами службы, развития общества, обеспечение адекватного их понимания обеспечивает создание оптимальных условий функционирования его индивидуального правосознания. Тем не менее, необходимо, чтобы 1РачковП.А. Общественное сознание. М., 2002. С.98. 2См.: Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 73. 48 |
нравственного сознания. Нормирование социальной жизни, присущее нравственному и правовому сознанию, имеет общие ценностные основания, которые подчёркивают безусловную значимость человеческой личности, нормальных условий её бытия. Вместе с тем, между правовым и нравственным формами сознания существуют существенные различия: во-первых, это связано с тем, что требования права строго ограничены, тогда как нравственные требования (например, любовь к врагам), являются по существу, неограниченными и всеобъемлющими; во-вторых, хотя требования права минимальны по сравнению с требованиями нравственности, но зато право ориентирует на обязательную реализацию минимального добра; в-третьих, нравственность полагает добровольное исполнение своих требований, тогда как право допускает и даже требует принуждения, так что принудительный характер такого закона является необходимостью. В качестве элемента общего социального механизма ценностно-нормативной регуляции выступает взаимосвязь правового и нравственного сознания. Они ориентированы на поддержание должного порядка взаимоотношений между военнослужащими, а также допустимых возможностей самореализации личности. Принудительный характер положительного права (закона) со всей необходимостью требует рассмотрения взаимодействия правого и политического сознания, прежде всего, в рамках государственных институтов. Это определяется тем, что правовые и юридические законы исходят от государства центрального элемента политической организации общества. Именно государство осуществляет законодательную и правоохранительную деятельность, выражая различные социально-классовые потребности и интересы. Армия, как институт государства призвана осуществлять волю государства в рамках права. Причём, правовая регламентация отношений в армейских условиях должна быть наиболее высокой. Данный факт требует от военнослужащего не только высокого 45 уровня правового, но и политического сознания. Убеждённость военнослужащего в справедливости законов предопределяет социальноправовую активность, которая выступает по существу одним из высших показателей его индивидуального правосознания. Социальная ценность правосознания и заключается в том, что она является необходимым условием активной правовой и политической практики. Например, во взаимодействии правового и политического сознания можно выделить такие общие политико-юридические понятия, как "законное", "преступное", "порядок", "обязанность", политическая и правовая компетенция и другие, используемые в оценке как правовых событий, так и политических явлений. Важно при этом учитывать, что сфера права зиждется на иных основаниях, нежели область политики. Так если в правовой сфере изначальными являются отношения государства и гражданского общества, то в области политики властные отношения. С этой точки зрения представляется важным говорить о том, что решающую роль в нормальном функционировании правосознания играет осознание и реализация общественных интересов и потебностей. Интерес в праве носит объективный характер, но при этом надлежит различать реально существующий интерес и его отражение в правосознании, правовых нормах. Так в "представлении об интересе", "интерес, закреплённый в праве", "объективный интерес" понятия далеко не тождественные, между ними существуют различия и даже противоречия, определяемые диалектикой взаимодействия объективного и субъективного факторов в общественном развитии. Учёт и согласование личных интересов военнослужащих с интересами службы, развития общества, обеспечение адекватного их понимания обеспечивает создание оптимальных условий функционирования его индивидуального правосознания. Тем не менее, необходимо, чтобы идейно46 См.: Лукагиева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 73. соблюдения правового закона. На идейно-теоретическом уровне уважение к праву характеризуется наличием сознательного, систематизированного начала в суждениях о правовой реальности, правах человека, в понимании сущности права, его социальной ценности и в отношении к исполнению его требований при выполнении служебных обязанностей. Убеждённость военнослужащего в справедливости законов предопределяет социально-правовую активность, которая выступает по существу одним из высших показателей его индивидуального правосознания. Социальная ценность права и заключается в том, что оно является необходимым условием активной правовой практики, а активизация правового сознания военнослужащего позволяет разрешать многие противоречия в его жизнедеятельности. Особенно это важно в настоящее •i время, в ситуации переоценки в обществе и армии ценностных Ьснований жизни и деятельности. Духовные изменения, произошедшие за последние годы в сознании . россиян, включая военнослужащих, заметно сказались на поведении людей, их отношении к обществу и государству, к другим людям, к своей деятельности и к самим себе. Резкое изменение структуры ценностей привело к разрыву позитивных духовных связей между поколениями, что не могло не отразиться на духовной сфере, когда из-за отсутствия ценностных ориентиров происходит деформация в сознании людей. Очевидно, процесс смены общественных ценностей явление объективное, сопровождающее изменение общественных отношений. Вопрос в другом: соответствует ли вновь возникающая система нравственноправовых ценностей потребностям демократического общества? Нравственно-правовые ценности, которые фиксируются в правосознании военнослужащих армии и флота, в современных условиях только складывается. Но уже сегодня можно с уверенностью отметить, что, несмотря на сложные проблемы модернизации российского общества и его 103 |