Проверяемый текст
Музяков, Сергей Иванович. Ценностные основания правосознания военнослужащих Российской армии : Социально-философский анализ (Диссертация 2002)
[стр. 49]

идейно-политические ориентации не отражались на ценностном отношении его к выполнению воинского долга, военно-профессиональных обязанностей.
Краткий анализ соотношения правосознания с политической и нравственной формами сознания позволяет сделать вывод о том, что они везде действуют согласованно, функционируют вместе, в едином направлении, и потому очень важно понять действительные источники и характер этого единства.
Как духовные явления, эти формы общественного сознания функционируют в едином ценностном пространстве, им присущи общие критерии, общий стимул, побуждающий их к развитию согласно единой программе.
А правовой принцип согласования их совместного бытия и действия способен придать этому разнообразию социальных норм (регуляторов) определённое системное единство.

Так, в структуре духовных сил военнослужащих правосознание функционирует как синтезирующее явление.
Оно существует не наравне и не рядом с другими уровнями и формами сознания.
Правовые идеи и чувства пронизывают содержание всех духовных
образований, всего духовного мира военнослужащего,
имплицитно присущи каждой форме сознания, каждому его уровню.
Определяя значение духовности в формировании правосознания,
И.
Ильин называет духовным такое состояние души, которое является восприятием, переживанием и осуществлением верховной, объективной ценности .
Например, правосознание как синтезирующая форма соотнесения права с системой ценностей выступает
одним из факторов формирования морального духа военнослужащих, воздействуя на него по ряду направлений: 1.
Охватывает многие компоненты духовного мира, придаёт ему чёткую определённость и направленность.
Правовые идеи, получая закрепление в сознании военнослужащего, функционируют в форме
убеждений, обеспечивая глубокое осознание проводимой государством политики в области обороны и характеризуются волевым настроем.
По утверждению И.
Ильина: «Гражданин, утверждая в себе воина, утверждает духовную правоту своего
1Ильин И.А.
О сущности правосознания.
М., 1993.
С.
147.

49
[стр. 47]

политические ориентации не отражались на ценностном отношении его к выполнению воинского долга, служебно-профессиональных обязанностей.
Краткий анализ соотношения правосознания с политической и нравственной формами сознания позволяет сделать вывод о том, что они везде действуют согласованно, функционируют вместе, в едином направлении, и потому очень важно понять действительные источники и характер этого единства.
Как духовные явления, эти формы общественного сознания функционируют в едином ценностном пространстве, им присущи общие критерии, общий стимул, побуждающий их к развитию согласно единой программе.
А правовой принцип согласования их совместного бытия и действия способен придать этому разнообразию социальных норм (регуляторов) определённое системное единство.

Ведущая роль правосознания нашла своё преломление также *в процессе прогрессирующей юридизации представлений о государстве и его законах (позитивном праве).
Это ни в коем случае не означает, что другие формы общественного сознания должны быть забыты.
Речь идёт только о необходимости разграничения и выделения (условно) ценностных оснований различных форм общественного сознания, не смешивая их и не допуская подмены одних другими.
Если право и мораль функционируют на уровне сущностей, то в процессе, так называемой "позитивации" права, его выражения в форме закона, добавляется новое определение государственно-властная общеобязательность того, что официально признаётся и устанавливается как закон (позитивное право) в определённое время и в определённом социальном пространстве.
При этом мы имеем дело с установлением закона (позитивного права) как правового по своей сущности явления, т.е.
правового закона.
Поэтому несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, как следствие неучёта духовных ценностей общества и традиций правотворчества.
47

[стр.,49]

49 ценностей и норм общества, посредством которого ценности и нормы передаются, внушаются и фиксируются в правосознании людей, а в условиях воинской деятельности в правосознании военнослужащих.
Так, в структуре духовных сил военнослужащих правосознание функционирует как синтезирующее явление.
Оно существует не наравне и не рядом с другими уровнями и формами сознания.
Правовые идеи и чувства пронизывают содержание всех духовных образований, всего духовного мира военнослужащего
форме сознания, каждому его уровню.
Определяя значение духовности в формировании правосознания,
л И.
Ильин называет духовным такое состояние души, которое является восприятием, переживанием и осуществлением верховной, объективной ценности .
Например, правосознание как синтезирующая форма соотнесения права с системой ценностей выступает
фактором формирования морального духа военнослужащих, воздействуя на него по ряду направлении: 1.
Охватывает все компоненты духовного мира, придаёт ему чёткую определённость и направленность.
Правовые идеи, получая закрепление в сознании военнослужащего, функционируют в форме
обеспечивая глубокое осознание проводимой государством политики в области обороны и характеризуются волевым настроем.
По утверждению И.
Ильина: "Гражданин, утверждая в себе воина, утверждает духовную правоту своего
государства и священное значение своей Родины; и обратно: только приемля Родину любовью, а государственность волею, он может воспринять своё истинное достоинство и утвердить его в жизни.
...Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишённый патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце" .
Осмысливая современное состояние армии, Ильин И.А.
О сущности правосознания.
М., 1993.
С.
147.

2Указ.
соч.
С.
158 159.


[стр.,61]

61 Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1.
Исследование сущности, содержания и структуры правосознания военнослужащих показывает, что это важнейший компонент общественного сознания.
Правосознание как синтезирующая форма соотнесения права с системой ценностей выступает
фактором формирования устойчивого мировоззрения военнослужащих, обслуживающим весь механизм правового регулирования, выполняющим функции отражения и оценки всех остальных компонентов правовой культуры: правовых институтов, норм, отношений и правового поведения граждан.
Правосознание, органически сочетая нравственные и правовые ценности в единое целое, осуществляет осмысленный отбор и обоснование гуманистических идеалов.
При этом оно стремится к идеальному значению, корректируя правовые нормы и отношения.
2.
Для выработки правовых идей, и в первую очередь представления об объективной, справедливой мере свободы, правосознание военнослужащих должно опираться на ценностные основания общества, о закономерностях их существования, о характере и смысле происходящих в истории социальных изменений.
Следовательно, оно может существовать только в рамках целостной системы мировоззрения, в тесной связи с другими формами общественного сознания, обеспечивая глубокое осознание проводимой государством политики в области обороны.
Правовые идеи и чувства пронизывают содержание всех духовных
ооразовании, всего духовного мира военнослужащих, имплицитно присущи каждой форме сознания, каждому его уровню.
Исходя из этого можно говорить, что правосознание военнослужащих будет функционировать тем успешнее, чем теснее и слаженнее взаимодействует с политическим и нравственным сознанием.
В процессе взаимодействия с другими формами общественного сознания правосознание реализует следующие основные функции:

[Back]