государства и священное значение своей Родины; и обратно: только приемля Родину любовью, а государственность волею, он может воспринять своё истинное достоинство и утвердить его в жизни. ...Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишённый патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце»1. Осмысливая современное состояние армии, следует признать, что кризис духовности и неопределённость правового статуса военнослужащих приводит к разложению армии и потере её боеспособности. 2. Обеспечивает устойчивость мыслей, поступков, практических действий в процессе воинской деятельности. «Армия, движимая чувством чести, есть реальная опора родины и гарантия её государственного бытия; армия, утратившая чувство чести, есть сброд насильников, мародёров и убийц» . 3. Снижает воздействие отрицательных компонентов (паники, упаднических настроений), которые могут возникать в экстремальных условиях боя. «Воспитывая себя к смерти, воин должен помнить, во имя чего он это делает: сообщая себе право убивать других, он должен почерпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней» . Тем самым, можно сказать, что правовое сознание оказывает существенное воздействие на эмоциональную сторону сознания военнослужащих. Оно придаёт чувствам социально-политическую направленность, связывает их с интересами защиты государства. Под влиянием правовых идей происходит воспроизводство соответствующих чувств, которые приводятся в стройную систему. Кроме того, оно их контролирует, поддерживает положительные и подавляет отрицательные эмоции, позволяет в сложных, экстремальных условиях обстановки, связанных с риском для жизни, действовать уверенно. В конце февраля 2000 года, в Аргунском ущелье Чечни бойцы 6-й роты 104 парашютно-десантного полка Псковской дивизии ВДВ вступили в жестокий бой с двадцатикратно превосходящими силами боевиков. Десант■Указ. соч.-С. 158159. 2Указ. соч.-С. 159. 3Там же. 50 |
49 ценностей и норм общества, посредством которого ценности и нормы передаются, внушаются и фиксируются в правосознании людей, а в условиях воинской деятельности в правосознании военнослужащих. Так, в структуре духовных сил военнослужащих правосознание функционирует как синтезирующее явление. Оно существует не наравне и не рядом с другими уровнями и формами сознания. Правовые идеи и чувства пронизывают содержание всех духовных образований, всего духовного мира военнослужащего форме сознания, каждому его уровню. Определяя значение духовности в формировании правосознания, л И. Ильин называет духовным такое состояние души, которое является восприятием, переживанием и осуществлением верховной, объективной ценности . Например, правосознание как синтезирующая форма соотнесения права с системой ценностей выступает фактором формирования морального духа военнослужащих, воздействуя на него по ряду направлении: 1. Охватывает все компоненты духовного мира, придаёт ему чёткую определённость и направленность. Правовые идеи, получая закрепление в сознании военнослужащего, функционируют в форме обеспечивая глубокое осознание проводимой государством политики в области обороны и характеризуются волевым настроем. По утверждению И. Ильина: "Гражданин, утверждая в себе воина, утверждает духовную правоту своего государства и священное значение своей Родины; и обратно: только приемля Родину любовью, а государственность волею, он может воспринять своё истинное достоинство и утвердить его в жизни. ...Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишённый патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце" . Осмысливая современное состояние армии, Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 147. 2Указ. соч. С. 158 159. 50 невольно приходишь к мысли о том, что кризис духовности и неопределенность правового статуса военнослужащих приводит к разложению армии и потере её боеспособности. 2. Обеспечивает устойчивость мыслей, поступков, практических движимая чести, есть реальная опора родины и гарантия её государственного бытия; армия, утратившая чувство чести, есть сброд насильников, мародёров и убийцм1 3. Снижает воздействие отрицательных компонентов (паники, упаднических настроений), которые могут возникать в экстремальных условиях боя. "Воспитывая себя к смерти, воин должен помнить во имя чего он это делает: сообщая себе право убивать других, он должен почерпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней” . Тем самым, можно сказать, что правовое сознание оказывает существенное воздействие на эмоциональную сторону сознания военнослужащих. Оно придаёт чувствам социально-политическую направленность, связывает их с интересами защиты государства. Под влиянием правовых идеи происходит воспроизводство соответствующих чувств, которые приводятся в стройную систему. Кроме того, оно их контролирует, поддерживает положительные и подавляет отрицательные эмоции, позволяет в сложных, экстремальных условиях обстановки, связанных с риском для жизни, действовать уверенно. Заметное влияние оказывает правовое сознание и на волевую сферу деятельности военнослужащих, с которой связаны такие качества как выдержка, настойчивость, решительность, стойкость, самообладание и т.д. Сила воли не дана человеку исключительно от природы. Умение и способность военнослужащих принимать правильные решения и доводить их ’ Указ. соч. С. 159. 2 .Там же |