149 включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» Картина мира не удовлетворяет требованию научного, строго объективного, логически непротиворечивого и опытно проверяемого знания, но удовлетворяет принципу разумного эгоизма, принципу архетипического эгоизма человека, ибо функционирует по законам «здравого смысла», в границах которого осуществляется становление и развитие сознательной активности субъекта. Особенностями социальных фактов являются их объективное существование и регулирующая роль по отношению к действиям индивида: под их давлением человек вынужден поступать тем или иным образом. Возникнув, социальные представления превращаются в конструктивную материальную силу. Таким образом, социальные представления играют роль идентификаторов для отнесения индивидов к тем или иным социальным группам, т.к. они несут в себе специфическое определение объекта, понятное членам одной социальной группы; эти специфические определения складываются в общее видение реальности, присущее данной группе, которое может не совпадать или противостоять взглядам, принятых в других группах. Содержание фактически каждого образа отличается неоднородностью, образы являются специфическим сплавом отражения реального объекта, воспринятого субъектом, и предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними. Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания или, иначе говоря, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью. Структура субъективного образа представлена в сознании человека в «свернутом» виде и потому в реальной деятельности не осознается. При расхождении субъективной картины ситуации с имеющимися у человека представлениями о данном классе ситуаций возможна либо |
предзнания, очевидности, простые «кажимости», но и заведомо ложную информацию, лишь бы все это имело некоторое значение в структуре жизнедеятельности субъекта. Упорядоченная система такой «разношерстной» информации будет проявляться в картине мира субъекта (индивида, научного сообщества, человечества). Можно утверждать, что понятие «картина мира» обладает особым логико-гносеологическим статусом: картина мира как единое и неделимое знание-понимание окружающего мира выражает не только знание субъекта об объективной реальности, не только знание субъекта о своем знании (об объективной реальности), но содержит в себе механизм упорядочения этих знаний, принцип их построения, т. е. значима. Как органичная система совокупно значимой информации картина мира несводима к совокупности элементов, ее составляющих. Это во-первых. Во-вторых, картина мира отражает представление о мире не просто как мире внешне и внутренне взаимосвязанным и взаимопереплетенным, она раскрывает содержание мира как мира человеческого. Раскрытие объективных характеристик объективной реальности осуществляется сквозь призму человеческих ценностей, поэтому можно утверждать, что картина мира есть принцип человекомерного оформления и упорядочения мира. Мир, в котором живет человек и о котором этот человек формирует «картину», опосредован отношением к нему. Потому картина мира, с точки зрения представителей гносеологического подхода, есть «.картина значимого для субъекта ценностно нагруженного мира». Картина мира в их понимании это человеческая конструкция мира, конструкция сознательно антропоморфная, а потому она является целостной и относительно непротиворечивой (48). Картина мира не удовлетворяет требованию научного, строго объективного, логически непротиворечивого и опытно проверяемого знания, но удовлетворяет принципу разумного эгоизма, принципу архетипического эгоизма человека, ибо функционирует по законам «здравого смысла», в временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе). Два первых являются наиболее употребительными и достаточно изученными, третий подход становится одним из наиболее интенсивно прогрессирующих в последнее время. В настоящее время концепция социальных представлений, разработанная С. Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 80х годах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологии социального познания в мировой науке. Для нашего исследования наибольшую значимость имеют второй и третий подход, т. к., основываясь на исследованиях А. Н. Леонтьева (225,226, 227), С.Д. Смирнова (343), можно отметить, что отдельный образ не способен регулировать действия. «Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира. Можно сказать, что построение образа внешней реальности есть, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления или даже радикальной перестройки его» (343, с. 143). С.Д. Смирнов считает, что необходимо преодолеть представление об образах как некоторых самостоятельных сущностях: любой образ есть не что иное, как элемент образа мира. Содержание фактически каждого образа отличается неоднородностью, образы являются специфическим сплавом отражения реального объекта, воспринятого субъектом, и предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними. Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания или, иначе говоря, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью. Но это совпадение никогда не бывает полным и абсолютно точным, т. к. образ это лишь отражение реальности в сознании человека, а не сама реальность. Но, отразившись в сознании и зафиксировавшись в том или ином виде (в вербальном или визуальном 120 2) искаженное или неполное представление ситуации, которая может быть представлена не всеми характеристиками, ее образующими, или не совсем значимыми параметрами; 3) ситуация может быть представлена через совокупность значимых параметров (В.Н. Воронин, В.Н. Князев). При этом ситуация понимается ими как «когнитивный конструкт личности, отражающий часть объективной реальности, ограниченной в пространстве и времени и имеющей определенный социальный контекст» (81). Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин (81), проанализировав зарубежную и отечественную литературу, отмечают, что уделено мало внимания проблемам конфликтных ситуаций. Ю.Н. Емельянов говорит, что ситуация это набор средовых условий и их взаимодействий с личностными проявлениями участников и всех социально-психологических событий, происходящих в конкретной группе от момента взаимовосприятия и установления групповых целей до их реализации или отказа от совместной деятельности. По мнению Н.В. Гришиной, под это определение попадает и конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация предполагает межличностный уровень общения, допускает непосредственное взаимодействие участников, субъективность. В эксперименте Н.В. Гришиной, целью которого было определение признаков, определяющих ситуацию как конфликтную, сделаны выводы о том, что для человека конфликт — это ситуация, в которой имеет место противоречие между ее участниками, проявляющееся в их противодействии друг другу (противостоянии, противоборстве) и сопровождающееся аффективными проявлениями. При расхождении субъективной картины ситуации с имеющимися у человека представлениями о данном классе ситуаций возможна либо корректировка общей модели, либо «подгонка» ситуационной модели под общую, отвечающая известному явлению стереотипизации (81). Но человек может создавать конфликтный образ при отсутствии |