50 взаимосвязанным и взаимопереплетенным, она раскрывает содержание мира как мира человеческого. Раскрытие объективных характеристик объективной реальности осуществляется сквозь призму человеческих ценностей, поэтому можно утверждать, что картина мира есть принцип человекомерного оформления и упорядочения мира. ч Мир, в котором живет человек и о котором этот человек формирует «картину», опосредован отношением к нему. Потому картина мира, с точки зрения представителей гносеологического подхода, есть «картина значимого для субъекта ценностно нагруженного мира». Картина мира не удовлетворяет требованию научного, строго объективного, логически непротиворечивого и опытно проверяемого знания, но удовлетворяет принципу разумного эгоизма, принципу архетипического эгоизма человека, ибо функционирует по законам «здравого смысла», в границах которого осуществляется становление и развитие сознательной активности субъекта. Поэтому картина мира является одновременно и сверхприродной (над-мирной) и сверхиндивидуальной (надиндивидуальной), объективной (не зависящей от воли и сознания носителя картины мира) и всеобщей (присуща человеку как родовому существу). Говоря о значимом для субъекта ценностно нагруженном аспекте картины мира, необходимо выявить место и статус значения в структуре сознания, значения, понятого в онтологическом аспекте, т. е. в качестве значимости. Сознание «как свойство высокоорганизованной материи» и «как способность отражения объективной реальности» обладает статусом самости: исходным и важнейшим признаком, позволяющим говорить о наличии сознания, является способность к различению «Я» и «не-Я», к выделению из объективной реальности «Я» — носителя сознания и идентифицированию «Я» именно как «Я». Чтобы приписать сознанию статус адекватного отражения, недостаточно просто различить «Я» и «не-Я», необходимо, чтобы в содержании |
предзнания, очевидности, простые «кажимости», но и заведомо ложную информацию, лишь бы все это имело некоторое значение в структуре жизнедеятельности субъекта. Упорядоченная система такой «разношерстной» информации будет проявляться в картине мира субъекта (индивида, научного сообщества, человечества). Можно утверждать, что понятие «картина мира» обладает особым логико-гносеологическим статусом: картина мира как единое и неделимое знание-понимание окружающего мира выражает не только знание субъекта об объективной реальности, не только знание субъекта о своем знании (об объективной реальности), но содержит в себе механизм упорядочения этих знаний, принцип их построения, т. е. значима. Как органичная система совокупно значимой информации картина мира несводима к совокупности элементов, ее составляющих. Это во-первых. Во-вторых, картина мира отражает представление о мире не просто как мире внешне и внутренне взаимосвязанным и взаимопереплетенным, она раскрывает содержание мира как мира человеческого. Раскрытие объективных характеристик объективной реальности осуществляется сквозь призму человеческих ценностей, поэтому можно утверждать, что картина мира есть принцип человекомерного оформления и упорядочения мира. Мир, в котором живет человек и о котором этот человек формирует «картину», опосредован отношением к нему. Потому картина мира, с точки зрения представителей гносеологического подхода, есть «.картина значимого для субъекта ценностно нагруженного мира». Картина мира в их понимании это человеческая конструкция мира, конструкция сознательно антропоморфная, а потому она является целостной и относительно непротиворечивой (48). Картина мира не удовлетворяет требованию научного, строго объективного, логически непротиворечивого и опытно проверяемого знания, но удовлетворяет принципу разумного эгоизма, принципу архетипического эгоизма человека, ибо функционирует по законам «здравого смысла», в границах которого осуществляется становление и развитие сознательной активности субъекта. Поэтому картина мира является одновременно и сверхприродной (над-мирной) и сверхиндивидуальной (над-индивидуальной), объективной (не зависящей от воли и сознания носителя картины мира) и всеобщей (присуща человеку как родовому существу) (А.Н. Суворова 48). Говоря о значимом для субъекта ценностно нагруженном аспекте картины мира, необходимо выявить место и статус значения в структуре сознания, значения, понятого в онтологическом аспекте, т. е. в качестве значимости. Сознание «как свойство высокоорганизованной материи» и «как способность отражения объективной реальности» обладает статусом самости: исходным и важнейшим признаком, позволяющим говорить о наличии сознания, является способность к различению «Я» и «не-Я», к выделению из • объективной реальности «Я» — носителя сознания и идентифицированию «Я» именно как «Я». Чтобы приписать сознанию статус адекватного отражения, недостаточно просто различить «Я» и «не-Я», необходимо, чтобы в содержании сознания — в системе представлений об отраженном мире (мире «не-Я») — исключались признаки «Я», что позволит установить отношение сходства (адекватности) между содержанием сознания и отражаемым объектом. Поскольку сознание активно и избирательно по природе, постольку в содержание сознания должен войти не объект как таковой, а то, что это сознание нашло в объекте. Учитывая а) деятельностный характер сознания и б) объективный характер сознания, можно заключить, что содержанием сознания будет способ субъект-объектного взаимодействия: предметные знания как результат отражения есть не что иное, как значимые для субъекта свойства объекта. Другими словами, в сознании отражается не реальное существование объекта (факт существования), не свойства объекта как таковые, но значимые характеристики объекта, способные удовлетворить материальные или духовные потребности субъекта. Значение, понятое в |