Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 51]

51 сознания — в системе представлений об отраженном мире (мире «не-Я») — исключались признаки «Я», что позволит установить отношение сходства (адекватности) между содержанием сознания и отражаемым объектом.
Говоря о значимом для субъекта ценностно нагруженном аспекте картины мира, необходимо выявить место и статус значения в структуре сознания, значения, понятого в онтологическом аспекте, т.
е.
в качестве значимости.
Сознание «как свойство высокоорганизованной материи» и «как способность отражения объективной реальности» обладает статусом самости: исходным и важнейшим признаком, позволяющим говорить о наличии сознания, является способность к различению «Я» и
«нё-Я», к выделению из объективной реальности «Я» — носителя сознания и идентифицированию «Я» именно как «Я».
Возможность оперировать сверхреальным миром — миром значения в форме знания, функционирующая посредством системы естественного и искусственных языков, действительно имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поэтому любое знание изначально ценностно нагружено.

В связи с вышеизложенным было введено понятие «картина мира», которую определяют как совокупность значимых свойств объекта в структуре жизнедеятельности субъекта, где значение (как механизм осуществления центральной функции сознания) есть система координат, по которым субъект осуществляет построение и изменение объективной реальности.
Интересы и потребности человека, мотивирующие деятельность сознания и формирования системы знания — идеального (третьего) мира, принципиально значимого для субъекта, являются фундаментальным основанием для преодоления всех форм несоизмеримости: научных теорий в границах науки и между самими науками.
[стр. 101]

границах которого осуществляется становление и развитие сознательной активности субъекта.
Поэтому картина мира является одновременно и сверхприродной (над-мирной) и сверхиндивидуальной (над-индивидуальной), объективной (не зависящей от воли и сознания носителя картины мира) и всеобщей (присуща человеку как родовому существу) (А.Н.
Суворова 48).
Говоря о значимом для субъекта ценностно нагруженном аспекте картины мира, необходимо выявить место и статус значения в структуре сознания, значения, понятого в онтологическом аспекте, т.
е.
в качестве значимости.
Сознание «как свойство высокоорганизованной материи» и «как способность отражения объективной реальности» обладает статусом самости: исходным и важнейшим признаком, позволяющим говорить о наличии сознания, является способность к различению «Я» и
«не-Я», к выделению из • объективной реальности «Я» — носителя сознания и идентифицированию «Я» именно как «Я».
Чтобы приписать сознанию статус адекватного отражения, недостаточно просто различить «Я» и «не-Я», необходимо, чтобы в содержании сознания — в системе представлений об отраженном мире (мире «не-Я») — исключались признаки «Я», что позволит установить отношение сходства (адекватности) между содержанием сознания и отражаемым объектом.
Поскольку сознание активно и избирательно по природе, постольку в содержание сознания должен войти не объект как таковой, а то, что это сознание нашло в объекте.
Учитывая а) деятельностный характер сознания и б) объективный характер сознания, можно заключить, что содержанием сознания будет способ субъект-объектного взаимодействия: предметные знания как результат отражения есть не что иное, как значимые для субъекта свойства объекта.
Другими словами, в сознании отражается не реальное существование объекта (факт существования), не свойства объекта как таковые, но значимые характеристики объекта, способные удовлетворить материальные или духовные потребности субъекта.
Значение, понятое в

[стр.,102]

онтологическом аспекте, т.
е.
как значимость, есть не что иное, как изначальная и центральная характеристика способа субъект-объектных отношений (48).
Выделенные сознанием признаки объекта — совокупность знания в значимом для субъекта субъект-объектном взаимодействии конституируют предмет отражения, который выполняет в структуре жизнедеятельности человека функцию ориентации в мире, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов.
Таким образом, содержанием сознания будут предметные характеристики объекта, т.
е.
характеристики объективной реальности, вовлеченной в структуру деятельности человека.
Избранные сознанием и оформленные деятельностью предметные характеристики, благодаря языковой системе, формируются в систему понятий об объективной реальности, и поскольку предметные характеристики избраны деятельностью как существенные и необходимые, постольку эти характеристики прошли (сознательно или нет) процесс оценивания, т.
е.
выделенным признакам объекта была приписана та или иная степень ценности в форме категорий.
Формирование системы понятий как системы существенных и необходимых свойств объекта, выделенных для удовлетворения потребностей субъекта, являет собой становление «третьего мира» — мира-двойника.
Но именно этот генетически вторичный мир позволяет человеку манипулировать с исходно первичным миром, т.
е.
позволяет опережать процессы, происходящие в объективной реальности, получать идеальное удовлетворение до того, как появится возможность получить удовлетворение реальное.
Возможность оперировать сверхреальным миром — миром значения в форме знания, функционирующая посредством системы естественного и искусственных языков, действительно имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поэтому любое знание изначально ценностно нагружено.


[стр.,103]

103 В связи с вышеизложенным авторы вводят понятие «картина мира», которую определяют как совокупность значимых свойств объекта в структуре жизнедеятельности субъекта, где значение (как механизм осуществления центральной функции сознания) есть система координат, по которым субъект осуществляет построение и изменение объективной реальности.
Это значимое для субъекта изменение объекта обязательно понимается как улучшение и его преобразование в процессе деятельности в форму более совершенную; «деятельностное вмешательство в дело совершенствования мира — теургическое беспокойство во всемирном масштабе — осуществляется субъектом по своему образу и подобию, т.
е.
согласно собственным интересам и потребностям» (А.Н.
Суворова по 48, с.
15).
Статус картины мира в структуре сознания можно определить следующим образом: картина мира есть принцип утверждения значимого, а потому должного порядка в мире.
Интересы и потребности человека, мотивирующие деятельность сознания и формирования системы знания — идеального (третьего) мира, принципиально значимого для субъекта, являются фундаментальным основанием для преодоления всех форм несоизмеримости: научных теорий в границах науки и между самими науками.

Значимость может рассматриваться как изначальный, возможно, самый древний архетип, на основе которого человеческое сознание строило свои отношения с миром: человек живет не в объективной реальности, а в мире, им самим же измеренном и оформленном, в мире значений (410).
Значимость (онтологическое значение) является тем архетипом, который присущ любой форме деятельности — предметной или познавательной, любой научной теории; именно значение, понятое онтологически, позволяет снять противоречие между какими бы то ни было научными теориями.

[Back]