Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 54]

54 Особый интерес для разработки онтологического подхода представляет также онтология духовного и социального бытия человека СЛ.
Франка.
По его представлению не «я», а именно «мы» образует последнюю основу духовной жизни и духовного бытия.

Человек как субъект жизненной активности предстает у него в своей изначальной укорененности в бытии и распахнутости навстречу миру, наиболее полное и целостное постижение которого возможно лишь в непосредственном непереживании, в «чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции».
Отсюда вырастает психологический онтологизм, предполагающий совершенно иную психологию, которая, согласно утверждению С.Л.
Франка, «...рассматривает душевное не снаружи, со стороны явления в чувственнопредметном мира, а, если можно так выразиться, по направлению изнутри вовне именно так, как душевное переживание являет себя не холодному и постороннему наблюдателю, а самому себе, переживающему «я»»
(130, с.
197].
Рассматривая вопрос о существовании разногласий между взглядами Выготского, Леонтьева и Рубинштейна, можно резюмировать нижеследующее.
Л.С.
Выготский пытался выявить зависимости развития психики от влияния социального окружения.
А.Н.

Леонтьев своей задачей считал обоснование социальной природы человеческой психики.
С.Л.
Рубинштейн рассматривал психику человека больше в логике ее саморазвертывания.

Позитивным моментом конструктивного разрешения этой научной полемики был разработанный Б.Ф.
Ломовым «субъектсубъектный» принцип, утверждающий важность интеграции субъектных усилий всех заинтересованных сторон в деле воспроизводства психической жизни.
«...Психические явления формируются и проявляются в процессах деятельности и общения, писал он.
Но принадлежат они
нс деятельности или общению, а их субъекту общественному индивиду личности.
Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют»
[89, с.
67].
:
[стр. 109]

109 единство.
У Ю.М.
Лотмана («Культура и взрыв»): «...понятие цели неизбежно включает в себя представление о некотором конце события.
Человеческое стремление приписывать действиям и событиям смысл и цель подразумевает расчлененность реальности на некоторые условные сегменты...
То, что не имеет конца — не имеет и смысла.
Осмысление связано с сегментацией недискретного пространства» (314, с.
56).
Особый интерес для разработки онтологического подхода представляет также онтология духовного и социального бытия человека С.Л.
Франка.
По его представлению не «я», а именно «мы» образует последнюю основу духовной жизни и духовного бытия.

«Мы» мыслится «...не как внешний, лишь позднее образовавшийся синтез, объединение нескольких «я» или «я» и «ты», а как их первичное неразложимое единство, из лона которого изначально произрастает «я» и благодаря которому оно только и возможно» (375, с.
190).
Человек как субъект жизненной активности предстает у него в своей изначальной укорененности в бытии и распахнутости навстречу миру, наиболее полное и целостное постижение которого возможно лишь в непосредственном непереживании, в «чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции».
Отсюда вырастает психологический онтологизм, предполагающий совершенно иную психологию, которая, согласно утверждению С.Л.
Франка, «...рассматривает душевное не снаружи, со стороны явления в чувственнопредметном мира, а, если можно так выразиться, по направлению изнутри вовне именно так, как душевное переживание являет себя не холодному и постороннему наблюдателю, а самому себе, переживающему «я»»
(375, с.
197).
Онтологически ориентированный субъектный подход, который пытался обосновать и ввести в психологию С.Л.
Рубинштейн, неоднозначно принимался в психологии.
В отечественной науке советского периода, отмечает В.Э.
Чудновский, с самого начала была сильна тенденция

[стр.,111]

111 по отношению к внешнему, не выявляется во взаимодействии с ним.
Формула Рубинштейна вовлекала в сферу объективного исследования те характеристики психики, которые до сих пор были прежде всего лишь предметом философской рефлексии активность, избирательность, существенные для высших уровней психики сознания и личности.
Психическое выступает не только как обусловленное, но и как обуславливающее, т.
е.
определяет, регулирует, направляет деятельность человека» (3, с.
154).
Были ли принципиальные различия в позициях Л.С.
Выготского, А.Н.
Леонтьева и С.Л.
Рубинштейна? Как показывает развитие психологии на современном этапе, многие последователи Л.С.
Выготского, А.Н.
Леонтьева пересматривают свои позиции с точки зрения субъективной парадигмы.
Если Л.С.
Выготский пытался выявить зависимости развития психики от влияния социального окружения, а
своей задачей А.Н.
Леонтьев считал обоснование социальной природы человеческой психики, то С.Л.
Рубинштейн рассматривал психику человека больше в логике ее саморазвертывания.

Следовательно, можно предположить, что нет веских оснований для того, чтобы сегодня жестко противопоставлять эти линии именно научного поиска.
А политические и идеологические моменты этих отношений это вопрос истории.
Позитивным моментом конструктивного разрешения этой научной полемики был разработанный Б.Ф.
Ломовым «субъект-субъектный» принцип, утверждающий важность интеграции субъектных усилий всех заинтересованных сторон в деле воспроизводства психической жизни.
«...Психические явления формируются и проявляются в процессах деятельности и общения, писал он.
Но принадлежат они
не деятельности или общению, а их субъекту общественному индивиду личности.
Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют»
(239, с.
67).

[Back]