Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 64]

64 Признавая огромную информационную емкость психических образов, психологи, в большинстве своем, ограничивают их изучение областью познавательных процессов.
В то же время в современной психологии все чаще понятие образа применяется не только в узко когнитивном значении.
Так, в работах А.Н.
Леонтьева (1975, 1979) была выдвинута гипотеза об «образе мира» как многомерном психологическом образовании.
Понятию «образ мира» посвящен целый ряд работ
[26, 41, 104, 119, 120, 121, 124, 132 и др.].
В.Л.
Ситников отмечает, что сегодня рассматриваются три подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительноотражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование (А.Н.
Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и
временную последовательность событий); соииальноперцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе).
Наибольшую значимость для проводимого нами исследования имеют второй и третий подход, т.
к., основываясь на исследованиях А.Н.
Леонтьева
[85, 86, 87], С.Д.
Смирнова [121], можно отметить, что отдельный образ не способен регулировать действия.
«Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира.
Можно сказать, что построение образа внешней реальности есть, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и лишь, во-вторых, это есть процесс уточнения, исправления или даже радикальной перестройки его»
[121, с.
143].
С.Д.
Смирнов считает, что необходимо преодолеть представление об образах как некоторых самостоятельных сущностях: любой образ есть не что иное, как элемент образа мира.
[стр. 119]

119 «Важнейшими, отмечает В.Л.
Ситников, являются смыслообразующая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая функции образа.
Эти функции неоднозначно представлены в сознании человека» (336, с.
15).
Как отмечается в психологическом словаре (1983): «В образе осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи.
Фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания...» (310, с.
223).
В силу функциональной разноуровневое™ образа осознается обычно лишь его смыслообразующая функция, остальные же обычно остаются вне «фокуса сознания» исследователей.
Признавая огромную информационную емкость психических образов, психологи, в большинстве своем, ограничивают их изучение областью познавательных процессов.
В то же время в современной психологии все чаще понятие образа применяется не только в узко когнитивном значении.
Так, в работах А.Н.
Леонтьева (1975, 1979) была выдвинута гипотеза об «образе мира» как многомерном психологическом образовании.
Понятию «образ мира» посвящен целый ряд работ
(75, 125, 305, 341, 342, 343, 351, 386 и др.).
Чтобы получше разобраться в проблеме влияния образа конфликтной ситуации на поведение в конфликте, необходимо определиться с онтологической сущностью категории образа в целом.
В.Л.
Ситников отмечает, что сегодня рассматриваются три подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование (А.Н.
Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и


[стр.,120]

временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе).
Два первых являются наиболее употребительными и достаточно изученными, третий подход становится одним из наиболее интенсивно прогрессирующих в последнее время.
В настоящее время концепция социальных представлений, разработанная С.
Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 80х годах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологии социального познания в мировой науке.
Для нашего исследования наибольшую значимость имеют второй и третий подход, т.
к., основываясь на исследованиях А.
Н.
Леонтьева
(225,226, 227), С.Д.
Смирнова (343), можно отметить, что отдельный образ не способен регулировать действия.
«Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира.
Можно сказать, что построение образа внешней реальности есть, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления или даже радикальной перестройки его»
(343, с.
143).
С.Д.
Смирнов считает, что необходимо преодолеть представление об образах как некоторых самостоятельных сущностях: любой образ есть не что иное, как элемент образа мира.

Содержание фактически каждого образа отличается неоднородностью, образы являются специфическим сплавом отражения реального объекта, воспринятого субъектом, и предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними.
Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания или, иначе говоря, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью.
Но это совпадение никогда не бывает полным и абсолютно точным, т.
к.
образ это лишь отражение реальности в сознании человека, а не сама реальность.
Но, отразившись в сознании и зафиксировавшись в том или ином виде (в вербальном или визуальном 120

[стр.,356]

смыслами, делает их ценностными.
Онтологически ориентированный субъектный подход, который пытался обосновать и ввести в психологию С.Л.
Рубинштейн, анализирует онтологический аспект бытия и характеризует человека как субъекта жизни.
Продолжая целенаправленно развивать субъектную парадигму в психологии, К.А.
Абульханова-Славская предлагает ряд категориальных характеристик субъекта и способа включения индивида в решение проблем.
«Субъектность каждого индивида, отмечает исследователь, проявляется и в способе «интерпретации» действительности» (5, с.
117).
При этом последствия интерпретации нужно искать в том, изменяет ли она объективно позицию индивида в жизнедеятельности, помогает ли ему в реальной борьбе за достойную жизнь, меняя объективный ход событий, дает ли выход из наличных отношений и т.
д.
Психологический смысл отношений «человек мир» в психологии решается через рассмотрение проблемы образа.
Для нашего исследования наибольшую значимость имеют исследования А.Н.
Леонтьева, С.Д.
Смирнова, которые отмечают, что отдельный образ не способен регулировать действия.
«Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира.
Можно сказать, что построение образа внешней реальности есть, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления или даже радикальной перестройки его»
(342, с.
16).
С.Д.
Смирнов считает, что необходимо преодолеть представление об образах как некоторых самостоятельных сущностях: любой образ есть не что иное, как элемент образа мира.

Образ мира имеет не субстанциональный, а системный характер, т.
е.
не существует вне связи с внешним миром.
И подобно внешнему миру «с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое» (343, с.
56), а не складывается из образов отдельных явлений и предметов.
В генетическом плане в плане порождения и развития деятельность

[Back]