Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 66]

66 все чаще высказывается мысль, что этот механизм принимает специальное решение, что именно следует осознавать, а что нет.
В отечественной психологии философское определение сознания (высшая форма отражения) было дополнено «идеей активности субъекта по построению образа отражаемой действительности»
[123, с.
158].
Идея активности субъекта разрабатывалась в представлениях физиологов и психологов: «психо-нервная деятельность» И.С.
Бериташвили, «опережающее отражение» П.К.
Анохина, «потребное будущее» Бернштейна, опосредован ность психического отражения формами социально-исторического опыта людей (Л.С.
Выготский, С.Л.
Рубинштейн,
А.Ы.
Леонтьев), «надситуативная активность» (В.А.
Петровский), «антиципация» (Б.Г.
Ананьев).
В.Ф.
Петренко сознание определяет так: «Сознание это высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности»
[102, с.
8].
В системной организации сознания выделяются образующие его значение, личностный смысл, чувственная ткань.
Личностный смысл это отношение субъекта к миру, выраженное в значениях и неразрывно связанное с ее мотивами и направленностью.
Он составляет эмоционально-волевой компонент.
Форма проявления личностного смысла, считает С.Д.
Смирнов, это эмоциональная окраска, неосознаваемые установки, а А.А.
Леонтьев рассматривает это как
«трансформации психического образа» [109, с.
76].
В социальной психологии это аттитюд, социальные установки, которые отражают отношение.

Чувственная ткань это та данность мира (в форме представлений, образов), которая порождается в деятельности и служит связующим звеном между субъектом и внешним миром.
[стр. 122]

решение, что именно следует осознавать, а что нет.
«Акцент в описании работы психики и сознания все более переносится на информацию, получаемую по каналам обратной связи.
Содержание сознания наполняется значениями и смыслами.
Выясняется также, что обработка сознания происходит во многих каналах, обычно совершенно не зависимых друг от друга» (17, с.
34).
В отечественной психологии философское определение сознания (высшая форма отражения) было дополнено «идеей активности субъекта по построению образа отражаемой действительности»
(347, с.
158).
Идея активности субъекта разрабатывалась в представлениях физиологов и психологов: «психо-нервная деятельность» И.С.
Бериташвили, «опережающее отражение» П.К.
Анохина, «потребное будущее» Бернштейна, опосредованность психического отражения формами социальноисторического опыта людей (Л.С.
Выготский, С.Л.
Рубинштейн,
А.Н.
Леонтьев), «надситуативная активность» (В.А.
Петровский), «антиципация» (Б.Г.
Ананьев).
В.Ф.
Петренко сознание определяет так: «Сознание это высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности»
(298, с.
8).
В системной организации сознания выделяются образующие его значение, личностный смысл, чувственная ткань.
Личностный смысл это отношение субъекта к миру, выраженное в значениях и неразрывно связанное с ее мотивами и направленностью.
Он составляет эмоционально-волевой компонент.
Форма проявления личностного смысла, считает С.Д.
Смирнов, это эмоциональная окраска, неосознаваемые установки, а А.А.
Леонтьев рассматривает это как
122

[стр.,123]

123 «трансформации психического образа» (314, с.
76).
В социальной психологии это аттитюд, социальные установки, которые отражают отношение.

Следующие две составляющие сознания отражают познание.
1.
Чувственная ткань это та данность мира (в форме представлений, образов), которая порождается в деятельности и служит связующим звеном между субъектом и внешним миром.

2.
Социальная составляющая имеет социальную и культурноисторическую природу, вводит единицу, связывающую общение и обобщение понятие «значение».
Осознанность это система организаций значений (227).
А.Н.
Леонтьев в рамках той же концепции определяет значение как обобщенное отражение действительности в форме понятия, знания, умения как обобщенного «образа действия» (225).
Таким образом, можно сказать, что образ это система организованных значений, или интерпретация отражения в знаковой форме.
А единство образа и активности субъекта составляет содержание сознания.
Необходима также и деятельностно-волевая составляющая.
Важным принципом изучения закономерностей формирования образа является принцип связи сознания и деятельности (226).
«Деятельность обусловливает формирование сознания, а оно осуществляет регуляцию деятельности человека» (226, с.
33).
Активно-деятельностный подход опирается на концепции И.М.
Сеченова, развит Л.С.
Выготским, С.Л.
Рубинштейном, А.Н.
Леонтьевым.
В нем образ рассматривается как продукт активной деятельности субъекта, которая по форме может быть внешней и внутренней.
По происхождению психическая деятельность является социальной, по структуре опосредованной психологическими орудиями, благодаря которым человек овладевает собственными натуральными функциями.
Образ как продукт внутренней деятельности не утрачивает связь с внешней.
На основе поступающей из внешнего мира информации формируются психологические факторы, которые освобождают индивида от работы по реагированию на стандартные ситуации.

[Back]