Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 68]

68 касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого всеобъемливающего феномена, пока еще не решены, а другие даже не поставлены.
Содержательный аспект образа мира, т.
е.
совокупность составляющих его образов, представлений, значений иногда обозначают термином «картина мира».
Для психологии картина мира традиционно предстает центрированной на «Я», и ее основу составляют события личной жизни, «индивидуальная история деятельностей».
Между тем в индивидуальной картине мира, по всей вероятности, существует несколько систем координат, несколько «измерений».
Их наличие можно предположить в связи с существованием такого психического феномена, как способность к децентрации.
Одни и те же события будут занимать различное место в субъективированной картине мира системе, выделяющей существенное и несущественное, «важное» и «второстепенное» для» конкретного человека в окружающем его мире; в диалогической картине мира, представляющей Образ мира другого человека в сознании индивида на основе принципа отраженной субъектности, наконец, в мироориентированной картине мира (картина мироустройства), которая для субъекта «широкий мир», «мир как таковой», мир как целое, переживается как «объективное», как соответствующее «реальности».
Каждый конкретный носитель образов мироустройства выступает не
% сторонним наблюдателем, а активным деятелем, неизбежным участником непрерывного процесса мироустроения, не только носителем знаний и способов действования, но и субъектом определенного отношения к миру.
Каждый человек неизбежно воспринимает и познает мир через себя, т.
е.

через собственные органы чувств, мышление и главное через систему значений.
В картине сохраняется субъективное отношение к миру.
Субъект, что характерно и для образа мира в целом, является активным познающим мерилом, а мир фокусом его активности.
Различия между измерениями состоят в том, что точкой отсчета в субъективированной картине мира
[стр. 125]

последователями разработаны структурные и функциональные аспекты образа мира.
Между тем «содержательные структуры не менее полезны для описания представления мира человеком: мы строим образ мира, вычерпывая его из объективной реальности, отмечал А.Н.
Леонтьев, получаемое в результате этого процесса еще интереснее, чем знание о средствах, с помощью которых протекает этот процесс познания мира, «что» не менее интересно, чем «как»» (226, с.
254).
Содержательный аспект образа мира, т.
е.
совокупность составляющих его образов, представлений, значений иногда обозначают термином «картина мира».
Для психологии картина мира традиционно предстает центрированной на «Я», и ее основу составляют события личной жизни, «индивидуальная история деятельностей».
Между тем в индивидуальной картине мира, по всей вероятности, существует несколько систем координат, несколько «измерений».
Их наличие можно предположить в связи с существованием такого психического феномена, как способность к децентрации.
Одни и те же события будут занимать различное место в субъективированной картине мира системе, выделяющей существенное и несущественное, «важное» и «второстепенное» для конкретного человека в окружающем его мире; в диалогической картине мира, представляющей Образ мира другого человека в сознании индивида на основе принципа отраженной субъектности, наконец, в мироориентированной картине мира (картина мироустройства), которая для субъекта «широкий мир», «мир как таковой», мир как целое, переживается как «объективное», как соответствующее «реальности».
Каждый конкретный носитель образов мироустройства выступает не
сторонним наблюдателем, а активным деятелем, неизбежным участником непрерывного процесса мироустроения, не только носителем знаний и способов действования, но и субъектом определенного отношения к миру.
Каждый человек неизбежно воспринимает и познает мир через себя, т.
е.

125

[стр.,126]

через собственные органы чувств, мышление и главное через систему значений.
В картине сохраняется субъективное отношение к миру.
Субъект, что характерно и для образа мира в целом, является активным познающим мерилом, а мир фокусом его активности.
Различия между измерениями состоят в том, что точкой отсчета в субъективированной картине мира
является он сам (субъект = центр мира), а в мироориентированной она подвижна, динамична (субъект как бы наблюдает мир со стороны) (226).
Исследователи выделяют в образе мира по различным основаниям несколько пластов представлений.
С.Д.
Смирнов (343) предложил в структурном плане рассматривать образ мира, различая ядерно-амодапьные, знаковые системы, отражающие мир в целом, и поверхностные структуры чувственно оформленные представления о мире.
Ядерные и поверхностные структуры различаются по функциям.
В.В.
Петухов (305) дополняет и модифицирует это положение и классифицирует по функциям ядерные структуры как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу (представления мира).
Структуры же поверхностные связаны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем менее или более глубокого (знание о мире, представления о мире).
Е.Ю.
Артемьева, В.П.
Серкин и Ю.К.
Стрелков (33) выделили по форме существования следа три слоя представлений: в первом след не отделен от модальности, чувственной представленности объекта («перцептивный мир»), во втором содержатся отношения к событиям реальности, но еще сохраняется модальная специфичность их представленности («картина мира»), третий включает амодапьные структуры, образующиеся при обработке предыдущего слоя («образ мира»).
Итак, в образе мира можно выделить три аспекта: 126

[Back]