69 является он сам (субъект = центр мира), а в мироориентированной она подвижна, динамична (субъект как бы наблюдает мир со стороны) [86]. Исследователи выделяют в образе мира по различным основаниям несколько пластов представлений. С.Д. Смирнов [121] предложил в структурном плане рассматривать образ мира, различая ядерно-амодальные, знаковые системы, отражающие мир в целом, и поверхностные структуры чувственно оформленные представления о мире. Ядерные и поверхностные структуры различаются по функциям. В.В. Петухов [105] дополняет и модифицирует это положение и классифицирует по функциям ядерные структуры как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу (представления мира). Структуры же поверхностные связаны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем менее или более глубокого (знание о мире, представления о мире). Е.Ю. Артемьева [17] указывает на три слоя представлений: перцептивный мир, картина мира, образ мира в целом. В картине мироустройства каждого конкретного субъекта интегрированы, во-первых, единичные, т. е. индивидуальные компоненты, во-вторых, особенные, т. е. разделяемые определенной социальной и половозрастной группой людей, в-третьих, «всеобщие», т. е. бытующие у человечества в целом универсальные. Представления, разделяемые всеми членами общества (вплоть до человечества в целом) играют существенную роль в формировании картины мироустройства каждой конкретной личности. Формирование — освоение картины мироустройства можно описать как единство процессов усвоения информации о мире, получаемой извне, и «высваивания» собственных конструктов [17]. Представления о мире вырабатываются в ходе собственной деятельности ориентировочной, познавательной, а также любой иной. С другой стороны, информация о мире |
через собственные органы чувств, мышление и главное через систему значений. В картине сохраняется субъективное отношение к миру. Субъект, что характерно и для образа мира в целом, является активным познающим мерилом, а мир фокусом его активности. Различия между измерениями состоят в том, что точкой отсчета в субъективированной картине мира является он сам (субъект = центр мира), а в мироориентированной она подвижна, динамична (субъект как бы наблюдает мир со стороны) (226). Исследователи выделяют в образе мира по различным основаниям несколько пластов представлений. С.Д. Смирнов (343) предложил в структурном плане рассматривать образ мира, различая ядерно-амодапьные, знаковые системы, отражающие мир в целом, и поверхностные структуры чувственно оформленные представления о мире. Ядерные и поверхностные структуры различаются по функциям. В.В. Петухов (305) дополняет и модифицирует это положение и классифицирует по функциям ядерные структуры как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу (представления мира). Структуры же поверхностные связаны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем менее или более глубокого (знание о мире, представления о мире). Е.Ю. Артемьева, В.П. Серкин и Ю.К. Стрелков (33) выделили по форме существования следа три слоя представлений: в первом след не отделен от модальности, чувственной представленности объекта («перцептивный мир»), во втором содержатся отношения к событиям реальности, но еще сохраняется модальная специфичность их представленности («картина мира»), третий включает амодапьные структуры, образующиеся при обработке предыдущего слоя («образ мира»). Итак, в образе мира можно выделить три аспекта: 126 127 структуры (ядерные и поверхостные); принципы функционирования структур (как представления мира в целом и знание о мире представления о мире); содержание (картина мироустройства, субъективированная картина мира, диалогическая картина мира). Е.Ю. Артемьева (32) указывает на три слоя представлений: перцептивный мир, картина мира, образ мира в целом. В картине мироустройства каждого конкретного субъекта интегрированы, во-первых, единичные, т. е. индивидуальные компоненты, вовторых, особенные, т. е. разделяемые определенной социальной и половозрастной группой людей, в-третьих, «всеобщие», т. е. бытующие у человечества в целом универсальные. Представления, разделяемые всеми членами общества (вплоть до человечества в целом) играют существенную роль в формировании картины мироустройства каждой конкретной личности. В ходе социогенеза складываются и сменяют друг друга различные системы представлений о мироустройстве. Более того, от эпохи к эпохе меняются способы их формирования, существования и представленности в каждой культуре. Науки о человеке лишь только начинают отвечать на вопрос о содержании образа мира индивида. Поэтому остановимся лишь в самых общих чертах на происхождении индивидуальной картины мироустройства. В силу многоуровневости содержания индивидуальной картины мира она складывается в результате не одного, а целого ряда процессов. Формирование — освоение картины мироустройства можно описать как единство процессов усвоения информации о мире, получаемой извне, и «высваивания» собственных конструктов (32). Под усвоением понимается процесс, который основан как на собственной познавательной активности субъекта, так и на посредничестве других людей. Представления о мире вырабатываются в ходе собственной |