Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 70]

70 поступает опосредованно в виде уже существующих представлений и усваивается в ходе обучения, общения (тогда происходит стихийное научение), потребления продуктов массовой культуры (формируется архаическая и естественнонаучная картины мира).
«Представление мира предметного и социального составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта, является фундаментальным условием развития его познавательных процессов», отмечает В.В.
Петухов
[105, с.
15].
«Предмет через деятельность полагает себя в образе», пишет А.Н.
Леонтьев
[87, с.29].
«Картина мира вбирает в себя все содержание жизнедеятельности людей», В.Н.
Панферов
[17, с.
46].
Не менее важно действие процессов «высваивания»
[17] процессы приобретения субъектом знаний, скрыто представленных в нем самом и нуждающихся в культурных средствах, чтобы быть эксплицированными.
Акт обретения этих средств может рассматриваться как творчество самого субъекта и как ассимиляция предшествующих в культуре (вне субъекта) знаковых форм.
Высваивание
совершается как в процессе познания мира, так и в едином творческом акте создания авторской модели мироустройства.
Поскольку представления о мире приобретаются и формируются в течение всей жизни человека, то, полученные на разных этапах и различными путями, они будут в разной мере осознаваемы.
Базовые представления, полученные в самом начале жизни, хранятся в области неосознаваемого, как и другие впечатления раннего детства.
Естественнонаучные представления, получаемые позднее от социума, не могут полностью заменить исходные, тесно связанные с аффективными переживаниями, и, вступая с ними в противоречие, по-видимому, вытесняют их в область бессознательного.

Итак, в социогенезе и в онтогенезе протекают сходные процессы развития мироустройства.
Представления современного человека о мире формируются под влиянием спектра над и межиндивидуальных картин мира, полюсами которого можно считать архаическую (мифопоэтическую) и
[стр. 128]

128 деятельности ориентировочной, познавательной, а также любой иной.
С другой стороны, информация о мире поступает опосредованно в виде уже существующих представлений и усваивается в ходе обучения, общения (тогда происходит стихийное научение), потребления продуктов массовой культуры (формируется архаическая и естественнонаучная картины мира).
«Представление мира предметного и социального составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта, является фундаментальным условием развития его познавательных процессов», отмечает В.В.
Петухов
(305, с.
15).
«Предмет через деятельность полагает себя в образе», пишет А.Н.
Леонтьев
(227, с.
29).
«Картина мира вбирает в себя все содержание жизнедеятельности людей», В.Н.
Панферов
(32, с.
46).
Не менее важно действие процессов «высваивания»
(32) процессы приобретения субъектом знаний, скрыто представленных в нем самом и нуждающихся в культурных средствах, чтобы быть эксплицированными.
Акт обретения этих средств может рассматриваться как творчество самого субъекта и как ассимиляция предшествующих в культуре (вне субъекта) знаковых форм.
Высваивание,
в отличие от усвоения, выражает, таким образом, движение внутреннего перехода от «потаенного» в самом субъекте к полагаемому им вовне и вновь возвращаемому себе.
Высваивание совершается как в процессе познания мира, так и в едином творческом акте создания авторской модели мироустройства.
В ходе онтогенеза ребенок усваивает элементы картин и моделей мира, бытующих в данном социуме.
Таким образом, в построении индивидуальной картины мироустройства существенную роль играют стереотипные представления (например, земля круглая и вертится).
С другой стороны, личный опыт ребенка по освоению мира, как с помощью реального действия, так и в области мышления, воображения и творчества порождает индивидуальные представления (например, деревья машут ветками, и получается ветер).
Освоение ребенком Образов мира, значимых для него людей играет в этом аспекте двоякую роль: они доносят до ребенка как

[стр.,129]

стереотипы, так и индивидуальные представления.
Поскольку представления о мире приобретаются и формируются в течение всей жизни человека, то, полученные на разных этапах и различными путями, они будут в разной мере осознаваемы.
Базовые представления, полученные в самом начале жизни, хранятся в области неосознаваемого, как и другие впечатления раннего детства.
Естественнонаучные представления, получаемые позднее от социума, не могут полностью' заменить исходные, тесно связанные с аффективными переживаниями, и, вступая с ними в противоречие, повидимому, вытесняют их в область бессознательного.

Если значимые другие люди пользуются не одной и той же, а различными системами представлений о мире: традиционной (остатки мифопоэтической традиции в народной культуре), «житейской», научной и т.
п.
то внутренний спор этих систем между собой и собственным уникальным опытом человека будет вызывать не уничтожение противоречащих элементов, а их вытеснение в область бессознательного.
Многие надындивидуальные представления (стереотипные суждения, образы массовой культуры), как известно, усваиваются человеком без осознания (32, 28).
Итак, в социогенезе и в онтогенезе протекают сходные процессы развития мироустройства.
Представления современного человека о мире формируются под влиянием спектра нади межиндивидуальных картин мира, полюсами которого можно считать архаическую (мифопоэтическую) и
естественнонаучную картины мира.
В онтогенезе происходит формирование картины мироустройства в единстве процессов усвоения и высваивания, где значения являются важнейшими «образующими» сознания» (227).
А.Н.
Леонтьев дает следующее определение значения: «ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как «обобщенного образа действия», нормы поведения и т.
д.» (227, с.
44).
Значения преломляют мир в сознании человека.
В них представлена преобразованная и свернутая в материал языка реальная форма 129

[Back]