Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 71]

71 естественнонаучную картины мира.
В онтогенезе происходит формирование картины мироустройства в единстве процессов усвоения и высваивания, где значения являются важнейшими «образующими» сознания»
[87].
А.Н.
Леонтьев дает следующее определение значения: «ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как «обобщенного образа действия», нормы поведения и т.
д.»
[87, с.44].
Значения преломляют мир в сознании человека.
В них представлена преобразованная и свернутая в материал языка реальная форма
существования предметного мира, его свойств, связей и отношений.
Общественно выработанные значения в сознании индивидов живут двойной жизнью.
Рождается внутреннее отношение, т.
е.
значение для субъекта.
А.Н.
Леонтьев называет его «личностным смыслом», т.
е.
отношением субъекта к миру, выраженному в значениях «значение значения» для личности, неразрывно связанное' с ее мотивами и общей направленностью.
В этом понятии отражена «пристрастность» отношения к миру активного субъекта.
Формой проявления личностного смысла может выступать эмоциональная окраска того или иного объекта, неосознаваемые установки и трансформации психического образа.
Говоря о присвоении общественно выработанных значений, имеется в
* виду формирование в ходе предметной деятельности индивидуальной системы значений.
Подчеркивая ведущую роль языка как носителя общественного опыта, А.Н.
Леонтьев
[там же], тем не менее, отмечает возможность фиксации значений не только в форме «умения общественного образа действия», «нормы поведения» и т.
д.
Формой существования значений в индивидуальном сознании А.А.
Леонтьев считает систему соотнесения и противопоставления слов в процессе употребления их в деятельности.
Подчеркивая ведущую роль языка как носителя общественного опыта, В.Ф.
Петренко, В.Н.
Панферов
[100, 101, 102] предполагают, что носителями значений могут выступать такие социально нормированные
[стр. 129]

стереотипы, так и индивидуальные представления.
Поскольку представления о мире приобретаются и формируются в течение всей жизни человека, то, полученные на разных этапах и различными путями, они будут в разной мере осознаваемы.
Базовые представления, полученные в самом начале жизни, хранятся в области неосознаваемого, как и другие впечатления раннего детства.
Естественнонаучные представления, получаемые позднее от социума, не могут полностью' заменить исходные, тесно связанные с аффективными переживаниями, и, вступая с ними в противоречие, повидимому, вытесняют их в область бессознательного.
Если значимые другие люди пользуются не одной и той же, а различными системами представлений о мире: традиционной (остатки мифопоэтической традиции в народной культуре), «житейской», научной и т.
п.
то внутренний спор этих систем между собой и собственным уникальным опытом человека будет вызывать не уничтожение противоречащих элементов, а их вытеснение в область бессознательного.
Многие надындивидуальные представления (стереотипные суждения, образы массовой культуры), как известно, усваиваются человеком без осознания (32, 28).
Итак, в социогенезе и в онтогенезе протекают сходные процессы развития мироустройства.
Представления современного человека о мире формируются под влиянием спектра нади межиндивидуальных картин мира, полюсами которого можно считать архаическую (мифопоэтическую) и естественнонаучную картины мира.
В онтогенезе происходит формирование картины мироустройства в единстве процессов усвоения и высваивания, где значения являются важнейшими «образующими» сознания»
(227).
А.Н.
Леонтьев дает следующее определение значения: «ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как «обобщенного образа действия», нормы поведения и т.
д.»
(227, с.
44).
Значения преломляют мир в сознании человека.
В них представлена преобразованная и свернутая в материал языка реальная форма
129

[стр.,130]

существования предметного мира, его свойств, связей и отношений.
Процесс формирования понятий у детей представляет собой процесс присвоения готовых, исторически выработанных значений, происходящих в деятельности ребенка, общении с окружающими его людьми.
Значение выступает как единица обобщенного сознания, также является образующей индивидуального сознания.
Значения общественны по своей природе, но могут существовать только в сознании отдельных индивидов.
Сознание как форма психического отражения не может быть сведено лишь к функционированию усвоенных извне значений.
Общественно выработанные значения в сознании индивидов живут двойной жизнью.
Рождается внутреннее отношение, т.
е.
значение для субъекта.
А.Н.
Леонтьев называет его «личностным смыслом», т.
е.
отношением субъекта к миру, выраженному в значениях «значение значения» для личности, неразрывно связанное с ее мотивами и общей направленностью.
В этом понятии отражена «пристрастность» отношения к миру активного субъекта.
Формой проявления личностного смысла может выступать эмоциональная окраска того или иного объекта, неосознаваемые установки и трансформации психического образа.
Говоря о присвоении общественно выработанных значений, имеется в
виду формирование в ходе предметной деятельности индивидуальной системы значений.
Подчеркивая ведущую роль языка как носителя общественного опыта, А.Н.
Леонтьев
(227), тем не менее, отмечает возможность фиксации значений не только в форме «умения общественного образа действия», «нормы поведения» и т.
д.
Формой существования значений в индивидуальном сознании А.А.
Леонтьев считает систему соотнесения и противопоставления слов в процессе употребления их в деятельности.
Подчеркивая ведущую роль языка как носителя общественного опыта, В.Ф.
Петренко, В.Н.
Панферов
(296, 297, 298) предполагают, что носителями значений могут выступать такие социально нормированные формы поведения, как ритуалы, выразительные движения, искусственные языки, танцы, устойчивые визуальные символы, жесты, мимика и т.
д.

[Back]