Проверяемый текст
Леонов Николай Ильич. Психология конфликтного поведения (Диссертация 2002)
[стр. 72]

72 формы поведения, как ритуалы, выразительные движения, искусственные языки, танцы, устойчивые визуальные символы, жесты, мимика и т.
д.
Осознавать реальность значит расчленять ее на элементы и устанавливать между ними определенные связи и отношения: сходства, тождества, различия, принадлежности, последовательности и т.
д.
И чем больше взаимосвязанных элементов в объекте или ситуации может быть вычленено и вновь связано, тем выше уровень осознания действительности.

Представление об аналитической функции языка, опосредованности восприятия и сознания субъекта системой значений и факт различия национальных языков
но лексической семантике и грамматической структуре неизбежно приводят к выводу о различии картины мира, формируемой у представителей той или иной культуры.
С позиции Бромлея, «значения-стереотипы фиксируют типичные для членов этноса «понятия», «знания», «умения», «нормы, поведения».
Стереотипы выполняют важную функцию в воссоздании характерных для каждого этноса свойств.
Важное место в системе стереотипов-значений занимают представления человека об окружающей нас действительности, себе самом, своих отношениях'с этой действительностью и окружающими людьми, т.
е.
так называемые «модели мира»...»
[87, с.
87].
Таким образом, мы воспринимаем мир, организованный нашим сознанием, т.
е.
в основном языковой системой нашего сознания.
Сходные физические явления позволяют создать сходную картину мира только при сходстве языковых систем и культур.
Картина мира обыденного сознания и стоящая за ним индивидуальная система значений включает наряду с позитивным знанием заблуждения иллюзии житейского опыта, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степенью истинности, которые передаются из поколения в поколение и отражают определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания.
По
мнению С.Д.
Смирнова, Образ мира человека представляет собой целостную систему познавательных гипотез, иерархически организованных
[стр. 131]

В той степени, в какой восприятие, память, мышление или иной психологический процесс опосредованы значением (в форме образа, слова, визуального символа, чертежа, схемы, танца и т.
д.), они являются потенциально осознаваемыми.
Осознавать реальность значит расчленять ее на элементы и устанавливать между ними определенные связи и отношения: сходства, тождества, различия, принадлежности, последовательности и т.
д.
И чем больше взаимосвязанных элементов в объекте или ситуации может быть вычленено и вновь связано, тем выше уровень осознания действительности.

Поскольку в значении фиксируются свойства объекта, существенные с точки зрения общественной практики, то восприятие и осознание человеком мира оказывается, таким образом, производным от культурно-исторического бытия человека.
Человеческое восприятие и осознание мира, процессы памяти, мышления, воображения вооружены и одновременно ограничены той конкретно исторической системой значений, несущей в себе совокупный общественный опыт, которая присуща той или иной социальной общности, той или иной культуре.
Общечеловеческие варианты этих систем обусловлены сходством жизнедеятельности различных социальных общностей и народов, наличием общечеловеческой культуры.
В идеях Канта об априорных категориях сознания, в понятии об «апперцепции» Вундта, в понятии картины мира в представлениях Л.
С.
Выготского, А.Н.
Леонтьева (226), А.Р.
Лурии (243) об опосредованности восприятия системами значений и понятий, в понятии «образ мира» С.Д.
Смирнова (342), в представлениях о категориальных структурах сознания, в психосемантике В.Ф.
Петренко, Ч.
Осгуда, Г.
Келли во всех этих понятиях заложена идея опосредования, преломления наличного восприятия через некоторые структуры знаний.
Представление об аналитической функции языка, опосредованности восприятия и сознания субъекта системой значений и факт различия национальных языков
по лексической семантике и грамматической структуре неизбежно приводят к выводу о различии картины мира, формируемой у представителей той или

[стр.,132]

132 иной культуры.
С позиции Бромлея, «значения-стереотипы фиксируют типичные для членов этноса «понятия», «знания», «умения», «нормы поведения».
Стереотипы выполняют важную функцию в воссоздании характерных для каждого этноса свойств.
Важное место в системе стереотипов-значений занимают представления человека об окружающей нас действительности, себе самом, своих отношениях с этой действительностью и окружающими людьми, т.
е.
так называемые «модели мира»...»
(227, с.
87).
Таким образом, мы воспринимаем мир, организованный нашим сознанием, т.
е.
в основном языковой системой нашего сознания.
Сходные физические явления позволяют создать сходную картину мира только при сходстве языковых систем и культур.
Картина мира обыденного сознания и стоящая за ним индивидуальная система значений включает наряду с позитивным знанием заблуждения иллюзии житейского опыта, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степенью истинности, которые передаются из поколения в поколение и отражают определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания.
Понятие
«Образ мира», предложенное А.Н.
Леонтьевым (1982), уже продемонстрировало свою эвристичность, особенно при разработке проблем психологии восприятия.
Потенциал данного понятия еще далеко не исчерпан, и представления об образе мира продолжают разрабатываться и усложняться.
По мнению С.Д.
Смирнова, Образ мира человека представляет собой целостную систему познавательных гипотез, иерархически организованных
на разных уровнях; эта система деятельностна и социальна по своей природе.
Образ мира имеет не субстанциональный, а системный характер, т.
е.
не существует вне связи с внешним миром.
И подобно внешнему миру «с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое» (343, с.
144), а не складывается из образов отдельных явлений и предметов.
В генетическом плане в плане порождения и развития деятельность выступает как первичное и ведущее начало, а образ мира выступает в качестве способа разрешения противоречия между внутренней и внешней детерминацией этой

[Back]