схемы изучались в плане «Я-концспции», в которую входят представления человека о себе самом, осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, субъективное восприятие внешних факторов (ЛИ. Божович, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.В. Столиц). Поскольку Я-концепцию правомерно рассматривать как совокупность самоустановок, ученые полагают, что они (самоустановки) могут иметь различные ракурсы или модальности. Существуют, по меньшей мере, три основные модальности самоустановок: 1) реальное Я установки, связанные с представлениями человека о том, каков он на самом деле; 2) зеркальное (отраженное) Я установки, связанные с представлениями человека о том, каким его видят другие; 3) идеальное Я установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. В литературе обращается внимание на важность согласования образа реального Я с образом идеального Я. Считается, что высокая степень совпадения этих элементов Я-концепции важный показатель психического здоровья и свидетельство высокой самооценки. К трем указанным выше модальностям самоустановок необходимо добавить еще недавно описанные в литературе возможное Я и должное Я. В случае возможного Я речь идет об установках, связанных с представлениями человека о том, каким он может стать, т. е. это своеобразный образ того, каким человек хотел бы или боится стать в будущем, оказывающий мотивирующее влияние на поведение. Возможное Я в какой-то мере пересекается, конечно, с идеальным Я, однако в отличие от последнего, вопервых, отражает стремление не только приблизиться к некоей мечте, но и избежать будущих неприятностей, а во-вторых, оно более реалистично, соотнесено с возможностями человека (отсюда, кстати, и название возможное Я). Что же касается должного Я, то в этом случае речь идет об установках, связанных с представлениями индивида о том, каким он должен быть (какими, например, характеристиками должен обладать). По данным 86 |
опытом. Поэтому отношение как процесс есть соотнесение воспринятого содержания со своим субъективным миром. Таким образом, ситуации у человека должны иметь свое содержание и должны быть структурированы. Категоризация лежит в основе формирования схем, которые представляют когнитивные структуры, репрезентирующие знания личности о людях и ситуациях. Схема состоит из ожиданий и предвосхищений индивида, касающихся социальных ситуаций. В отечественной психологии схемы изучались в плане «Я-концепции», в которую входят представления человека о себе самом, осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, субъективное восприятие внешних факторов (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.В. Столин). Понятие Я-концепции относится к числу широкоупотребительных в разных областях психологической науки, включая и социальную ее ветвь. Более того, по словам специалистов, современная социальная психология переживает нечто вроде ренессанса в изучении проблематики Я-концепции. Причем рост интереса к ней отмечается как по линии традиционных, близких к социологическим, подходов (в контексте изучения проблемы «личность и общество»), так и в рамках современных социально-психологических исследований личности (во многом благодаря новым данным в области когнитивных процессов). * Что же понимается под Я-концепцией? И как соотносятся между собою кажущиеся столь родственными понятия «Я» и «Я-концепция»? Прежде всего, несколько слов по поводу трактовки Я. Ученые (М. Кун и В.Б. Ольшанский по 42) рассматривают Я как сердцевину системы личности, куда входят ее осознание самой себя, а также осознанные и неосознанные ориентации относительно жизненных интересов и ценностей, включая идентичность, статус, деяния и стремления. Я выступает как рефлексирующая, динамическая структура центр самосознания, чувств и влечений. 151 Вслед за Р. Бернсом рассмотрим Я-конценцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. В приведенном выше определении легко усматриваются основные составляющие Я-концепции: описательная и оценочная. Что касается первой из них описательной, т. е. представления человека о самом себе, то она часто называется образом Я. Другая же составляющая (оценочная) связана с отношением человека к себе, оценкой себя или отдельных своих качеств и получила название самооценки или принятия себя. Однако, несмотря на обозначенные различия (между образом Я и самооценкой), в них заключен скорее концептуальный, нежели психологический смысл. Ведь любые характеристики из самоописаний человека несут на себе хотя бы легкий оценочный отпечаток. Его источники многообразны: это и субъективная интерпретация человеком реакций других людей на те или иные присущие ему качества, и восприятие их в соотнесении с объективно существующими стандартами, а также с общекультурными, групповыми или собственными индивидуальными ценностными представлениями. Поскольку Я-концепцию правомерно рассматривать как совокупность самоустановок, ученые полагают, что они (самоустановки) могут иметь различные ракурсы или модальности. Существуют, по меньшей мере, три основные модальности самоустановок: 1) реальное Я установки, связанные с представлениями человека о том, каков он на самом деле; 2) зеркальное (отраженное) Я установки, связанные с представлениями человека о том, каким его видят другие; 3) идеальное Я установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. В литературе обращается внимание на важность согласования образа реального Я с образом идеального Я. Считается, что высокая степень совпадения этих элементов Я-концепции важный показатель психического здоровья и свидетельство высокой самооценки. 152 В дополнение к трем указанным выше модальностям самоустановок необходимо добавить еще недавно описанные в литературе возможное Я и должное Я. В случае возможного Я речь идет об установках, связанных с представлениями человека о том, каким он может стать, т. е. это своеобразный образ того, каким человек хотел бы или боится стать в будущем, оказывающий мотивирующее влияние на поведение. Возможное Я в какой-то мере пересекается, конечно, с идеальным Я, однако в отличие от последнего, во-первых, отражает стремление не только приблизиться к некоей мечте, но и избежать будущих неприятностей, а во-вторых, оно более реалистично, соотнесено с возможностями человека (отсюда, кстати, и название возможное Я). Что же касается должного Я, то в этом случае речь идет об установках, связанных с представлениями индивида о том, каким он должен быть (какими, например, характеристиками должен обладать). По данным исследований Е. Хиггинса, рассогласование между актуальным (реальным) и идеальным Я связывается с депрессией, а рассогласование между актуальным и должным Я с тревогой. Дальнейший структурный анализ Я-концепции позволяет выделить в каждой из указанных модальностей разнообразные аспекты Я (реального, зеркального, идеального, возможного и должного). К их числу Р. Бернс (42), например, относит Я физическое (представления человека о своих физических характеристиках), Я умственное (представления человека о своих интеллектуальных особенностях), Я эмоциональное (представления человека о своей эмоциональности), Я социальное (представления человека о себе как члене различных социальных групп, например этнических, профессиональных, политических, классовых, гендерных и т. д.). Приблизительно те же аспекты встречаются у Дж. Тернера и Г. Тэджфела (по 42) в их теории социальной идентичности: Я физическое, Я интеллектуальное, Я нравственное (представления человека о своих нравственных качествах), Я социальное. Кроме того, применительно к |