исследований Е. Хиггинса, рассогласование между актуальным (реальным) и идеальным Я связывается с депрессией, а рассогласование между актуальным и должным Я с тревогой. Дальнейший структурный анализ Я-концепции позволяет выделить в каждой из указанных модальностей разнообразные аспекты Я (реального, зеркального, идеального, возможного и должного). К их числу Р. Берне [20], например, относит Я физическое (представления человека о своих физических характеристиках), Я умственное (представления человека о своих интеллектуальных особенностях), Я эмоциональное (представления человека о своей эмоциональности), Я социальное (представления человека о себе как члене различных социальных групп, например этнических, профессиональных, политических, классовых, тендерных и т. д.). Кроме того, применительно к профессиональным характеристикам личности вполне возможно, по-видимому, говорить и о Я профессиональном («Я как профессионал»). X. Маркус рассматривает Я-концепцию как совокупность Я-схем, которые организуют прошлый опыт и могут быть использованы для опознания и интерпретации релевантных, т. е. касающихся Я индивида, стимулов в его социальном окружении. При этом сама Я-схема определяется X. Маркус как когнитивное обобщение о себе, полученное из прошлого опыта, которое организует и контролирует переработку информации, относящейся к Я и содержащейся в социальных впечатлениях индивида [по 20]. Я-схема состоит из свойств, определяющих Я и рассматриваемых нами в качестве наиболее репрезентативных по отношению к тому, чем мы являемся. К числу этих свойств относится, например, такая личностно значимая информация о нас, как наше имя, физические признаки, характерные аспекты наших взаимоотношений со значимыми для нас людьми, осознанные черты личности, мотивы, ценности и цели, составляющие, как мы полагаем, нашу общую Я-концепцию. Причем в связи с новым когнитивным опытом, по мере того как мы заново определяем для 87 |
152 В дополнение к трем указанным выше модальностям самоустановок необходимо добавить еще недавно описанные в литературе возможное Я и должное Я. В случае возможного Я речь идет об установках, связанных с представлениями человека о том, каким он может стать, т. е. это своеобразный образ того, каким человек хотел бы или боится стать в будущем, оказывающий мотивирующее влияние на поведение. Возможное Я в какой-то мере пересекается, конечно, с идеальным Я, однако в отличие от последнего, во-первых, отражает стремление не только приблизиться к некоей мечте, но и избежать будущих неприятностей, а во-вторых, оно более реалистично, соотнесено с возможностями человека (отсюда, кстати, и название возможное Я). Что же касается должного Я, то в этом случае речь идет об установках, связанных с представлениями индивида о том, каким он должен быть (какими, например, характеристиками должен обладать). По данным исследований Е. Хиггинса, рассогласование между актуальным (реальным) и идеальным Я связывается с депрессией, а рассогласование между актуальным и должным Я с тревогой. Дальнейший структурный анализ Я-концепции позволяет выделить в каждой из указанных модальностей разнообразные аспекты Я (реального, зеркального, идеального, возможного и должного). К их числу Р. Бернс (42), например, относит Я физическое (представления человека о своих физических характеристиках), Я умственное (представления человека о своих интеллектуальных особенностях), Я эмоциональное (представления человека о своей эмоциональности), Я социальное (представления человека о себе как члене различных социальных групп, например этнических, профессиональных, политических, классовых, гендерных и т. д.). Приблизительно те же аспекты встречаются у Дж. Тернера и Г. Тэджфела (по 42) в их теории социальной идентичности: Я физическое, Я интеллектуальное, Я нравственное (представления человека о своих нравственных качествах), Я социальное. Кроме того, применительно к профессиональным характеристикам личности вполне резонно, по-видимому, говорить и о Я профессиональном («Я как профессионал»). Описанная выше структура Я-концепции несет на себе отпечаток достаточно традиционных представлений, сложившихся на базе исследований аттитюдов и работ, выполненных преимущественно с позиций символического интеракционизма. Однако недавно X. Маркус, суммируя данные многих исследований последних десятилетий по проблематике Я и смежных процессов (в частности когнитивных), предложила еще один структурный вариант Я-концепции, суть которого сводится к следующему. Ученый рассматривает Я-концепцию как совокупность Я-схем, которые организуют прошлый опыт и могут быть использованы для опознания и интерпретации релевантных, т. е. касающихся Я индивида, стимулов в его социальном окружении. При этом сама Я-схсма определяется X. Маркус как когнитивное обобщение о себе, полученное из прошлого опыта, которое организует и контролирует переработку информации, относящейся к Я и содержащейся в социальных впечатлениях индивида (по 42). Как конкретно работают наши Я-схемы, рассказывается чуть ниже. Я-схема состоит из свойств, определяющих Я и рассматриваемых нами в качестве наиболее репрезентативных по отношению к тому, чем мы являемся. К числу этих свойств относится, например, такая личностно значимая информация о нас, как наше имя, физические признаки, характерные аспекты наших взаимоотношений со значимыми для нас людьми, осознанные черты личности, мотивы, ценности и цели, составляющие, как мы полагаем, нашу общую Я-концепцию. Причем в связи с новым когнитивным опытом, по мере того как мы заново определяем для себя, кто мы и какими бы могли стать в новой ситуации, наши Я-схемы способны претерпевать изменения. Согласно данным ряда исследований (247, 81, 83), Я-схемы сильно влияют на процесс переработки социальной информации, правда, при условии, что такая информация имеет к ним отношение. Так, установлено, |