ориентированных исследователей, он предполагал существование у человека двух главных потребностей: в согласованном понимании мира и контроле за окружающей средой. А одним из способов их удовлетворения как раз и считал предсказание того, как будет действовать другой человек. В противном случае люди вынуждены были бы рассматривать мир как полный сюрпризов, случайный и несбалансированный. Кроме потребности в сбалансированном миропонимании, люди имеют и другие потребности: в любви, самоуважении, престиже. С удовлетворением всех вышеперечисленных потребностей связаны ошибки атрибуции. Во-вторых, каузальная атрибуция принимает участие в формировании наших чувств и аттитюдов. Характер переживаемых эмоций напрямую связан с особенностями каузальной атрибуции. В-третьих, каузальная атрибуция влияет на ожидания и поведение человека. Например, учащиеся, приписывающие причины своего поведения себе, объясняли его успешность или неудачу как результат собственных усилий или их отсутствия и говорили о необходимости работы в будущем. Ч. Антаки, М. Хьюстон, И. Яспарс полагают, что процесс атрибуции в реальной жизни (а не в искусственных экспериментальных условиях, типичных для проверки моделей каузальной атрибуции) во многом носит социально детерминированный характер [145]. Иными словами, атрибуция социальна по своему происхождению: возникает и развивается (формируется) в ходе социального взаимодействия, испытывает влияние социальной информации, нередко сходна для членов одной социальной группы. Отсюда введение в научный оборот понятия социальной атрибуции. По мысли ученых, оно касается повседневного основанного на здравом смысле объяснения причин и результатов социального поведения людей с учетом общественных условий их жизни. Ученые подчеркивают также зависимость процесса атрибуции от принадлежности индивида к конкретной социальной группе, доминирующих в ней представлений и стереотипов. При этом одна из важнейших функций 96 |
неожиданности и не тратить много времени на вынесение суждений о происходящем (321). 2. Личностная значимость ситуаций, наличие негативных эмоций, связанных с ними (ВоЬпег е1 а!.). Например, С. Тэйлор и ее коллеги (460) считают, что 95 % раковых больных имеют причинные обоснования собственной болезни. 3. Потеря контроля над ситуацией, плохое настроение (Тли & $1ее1е) или невозможность достижения целей (ЧУетег 459). Каузальная атрибуция обладает рядом функций. Во-первых, она дает людям возможность контролировать влияния окружающего мира (135). Теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулированы Ф. Хайдером. Как и большинство когнитивно-ориентированных исследователей, он предполагал существование у человека двух главных потребностей: в согласованном понимании мира и контроле за окружающей средой. А одним из способов их удовлетворения как раз и считал предсказание того, как будет действовать другой человек. В противном случае люди вынуждены были бы рассматривать мир как полный сюрпризов, случайный и несбалансированный. Кроме потребности в сбалансированном миропонимании, люди имеют и другие потребности: в любви, самоуважении, престиже. С удовлетворением всех вышеперечисленных потребностей связаны ошибки атрибуции. Во-вторых, каузальная атрибуция принимает участие в формировании наших чувств и аттитюдов. Характер переживаемых эмоций напрямую связан с особенностями каузальной атрибуции. В-третьих, каузальная атрибуция влияет на ожидания и поведение человека. Например, учащиеся, приписывающие причины своего поведения себе, объясняли его успешность или неудачу как результат собственных усилий или их отсутствия и говорили о необходимости работы в будущем. 165 Рассматривая логику «наивного анализа человека с улицы», авторы атрибутивных теорий обычно интересуются ходом умозаключений одиночного наблюдателя и оставляют без внимания социальный контекст его интеллектуальной активности. В действительности же свои умозаключения мы нередко делаем на основе предварительного обсуждения с окружающими нас людьми: иногда случайными собеседниками, чаще членами одних с нами социальных групп (семейных, профессиональных, этнических и т. д.). На это обстоятельство обратили внимание европейские психологи, в частности Ч. Лнтаки, М. Хьюстон, И. Яспарс. Они полагают, что процесс атрибуции в реальной жизни (а не в искусственных экспериментальных условиях, типичных для проверки моделей каузальной атрибуции) во многом г носит социально детерминированный характер (424). Иными словами, атрибуция социальна по своему происхождению: возникает и развивается (формируется) в ходе социального взаимодействия, испытывает влияние социальной информации, нередко сходна для членов одной социальной группы. Отсюда введение в научный оборот понятия социальной атрибуции. По мысли ученых, оно касается повседневного основанного на здравом смысле объяснения причин и результатов социального поведения людей с учетом общественных условий их жизни. Ученые подчеркивают также зависимость процесса атрибуции от принадлежности индивида к конкретной социальной группе, доминирующих в ней представлений и стереотипов. При этом одна из важнейших функций социальной атрибуции состоит в утверждении и поддержании позитивного образа своей группы. В логике «наивного анализа» это означает, что, например, успех члена своей группы и неудача члена чужой группы объясняются внутренними (личностными) причинами, а неудача «своего» и успех «чужого» внешними (обстоятельственными) причинами. Какое же место занимает феномен каузальной (или, как полагают некоторые ученые, социальной) атрибуции в общем социально перцептивном процессе? По мнению специалистов (Г.М. Андреева, Ю.С. Крижанская и |